Россия готовит свой экономический союз, альтернативный Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), созданному под эгидой США, - однако, эксперты уже спешат отметить, что страны ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, заявленные в список, уже сейчас разделяет ряд противоречий, а Китай давно продвигает собственную альтернативу — «Шелковый путь».

Азиатские планы

 

По мнению президента РФ Владимира Путина, которые он озвучил в ходе своего ежегодного послания, на первоначальном этапе такое партнерство могло бы сосредоточиться на вопросах защиты капиталовложений, оптимизации процедур движения товаров через границы, совместной выработке стандартов для продукции следующего технологического поколения и на взаимном открытии доступа на рынки услуг и капиталов. Глава государства уверен, что для России такое партнерство создаст

На данный момент ТТП — крупнейший в мире торговый блок, чей совокупный ВВП превышает 30% мирового.

принципиально новые возможности для наращивания поставок в АТР, а также развернет на Россию крупные глобальные торговые потоки.

Впрочем, несмотря на ряд плюсов, которые такая перспектива могла бы принести, экономисты настроены скептически. Прежде всего, несмотря на то, что частично страны-члены в союзах ЕАЭС, ШОС и АСЕАН пересекаются, договориться об общем экономическом партнерстве будет крайне сложно. ЕАЭС, по большому счету, раздирают серьезные противоречия. Действуют санкции против России, которая, в свою очередь, ввела контрсанкции и готовится объявить продэмбарго против Украины с 2016 года.

Экономические процессы интеграции в ШОС пока выражены слабо, тем более что изначально организация создавалась для борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и только в последние два года переключается на экономическую повестку. АСЕАН также пока не проявляет своей интегрированности в должной степени, однако этому союзу эксперты прочат успех — входящие в него страны обладают значительным потенциалом.

 

Вездесущий Китай

 

Положительных оценок от экономистов удостаивается пока только Китай. Именно его прочат в соперники США, причем все ставки — на КНР.

Изначально ТТП планировалось как зона свободной торговли, которая открыта для стран — членов АТЭС. Однако Китай стал проводить более агрессивную политику экономической экспансии. В последние два года Пекин продвигает проект «Шелкового пути», который позволил бы перезапустить действующую инфраструктуру уже под контролем Китая.

В итоге Китай отодвинули от проекта ТТП. Более того, президент США Барак Обама, для которого реализация ТТП была одним из приоритетов, заявил, что не может позволить странам вроде Китая определять правила мировой экономики: «Эти правила должны написать мы, открывая американским товарам новые рынки».

Как бы то ни было, даже в проекте «Шелкового пути» Россия выступает больше в качестве посредника, транзитера, который должен связать Китай с Европой. О таком отношении китайцев наглядно свидетельствует свежий факт - Пекин пустил одну из веток «Шелкового пути» в обход России (речь идет о транспортном консорциуме Турции, Казахстана, Азербайджана и Грузии).

Как отмечают в российском правительстве, предложение президента прорабатывается, однако маловероятно, что в ближайшее время стоит ожидать каких-то глобальных подвижек в этом направлении.

 

 Ника Бажанова