На Украине развернулось противостояние властей и радикального движения . Субботняя бойня в Мукачеве, приграничном районе Западной Украины, - не что иное, как следствие нерешенных проблем, оставшихся еще со времен Майдана. Бездействие и слабоволие может дорого обойтись официальному Киеву.
Бойня в Мукачево
11 июля в ряде городов Украины развернулись акции протеста сторонников группировки «Правый сектор» (в России эта организация признана экстремистской и запрещена). Радикалы вышли на улицы с требованием отправить в отставку министра внутренних дел страны Арсена Авакова. Это официальная версия. Но на деле митингующие вышли поддержать своих товарищей, устроивших бойню в Закарпатье с применением гранатометов и тяжелых пулеметов.
История началась как примитивная бандитская разборка за контроль над потоками контрабанды в регионе. 3 человека погибли, 10 получили ранения.
По официальной версии, причиной перестрелки в Мукачево стал «передел сфер влияния». Как утверждают «правосеки», они хотели пресечь незаконный экспорт дешевых украинских сигарет в страны Евросоюза. По мнению же милиции, речь шла о "перекрышевании" контрабандных каналов, причем начало конфликта отсчитывают еще с середины июня - перестрелка стала лишь кульминацией "разборок".
Представители СБУ вели переговоры с «Правом сектором» о сдаче оружия. Члены движения заявили, что силовики стягивают в Закарпатскую область бронетехнику. Они угрожали направить свои батальоны в Киев. «Правый сектор» объявил полную мобилизацию и заявил о начале бессрочных акций протеста в нескольких областных центрах Украины. Ночью люди в камуфляже принесли покрышки к зданиям областных администраций, несколько сотен человек пришли к администрации президента в Киеве.
Потеря контроля
Как и предсказывали эксперты, украинские власти, в том числе службы, призванные обеспечивать порядок в стране, попали в зависимость от вооруженных формирований, которые участвовали в боевых действиях в Донбассе, а затем вернулись на подконтрольные Киеву территории и принялись делить сферы влияния. События этих выходных грозят стать началом нового масштабного политического кризиса.
Участники радикальной группировки «Правый сектор» так привыкли к безнаказанности, что и не собираются отвечать за стрельбу по мирным жителям и представителям власти. И неудивительно: официальный Киев, поджав хвост, вместо того, чтобы начать операцию против преступников, вступает с ними в переговоры.
"Я гарантирую справедливое разбирательство, если все бойцы "ПС", принявшие участие в инциденте в Мукачево, сдадут оружие и начнут сотрудничать с властями. Я много времени провел на фронте и воевал плечом к плечу с добровольцами. Никто не собирается зачищать патриотов. У государства есть вопросы только к конкретным гражданам, которые нарушили закон", – говорит руководитель Службы безопасности Украины Василий Грицак.
Глава СБУ считает, что разбирательства требует не сама стрельба, а суть конфликта.
"Мое предложение, если коротко – реализовать комплекс мероприятий, в том числе кадровые решения принять, в максимально короткие сроки начать организацию совместных таможенных постов на государственной границе со странами Европейского союза и провести интеграцию баз данных импорта-экспорта с таможнями наших западных соседей. Бесконтрольность развязывает руки мафии", – заявил Грицак.
Государство с геометрической прогрессией теряет авторитет. Исход бойни – совместная работа СБУ и «Правого сектора». Глава Службы безопасности и лидер движения договорились между собой, что бойцы организации будут помогать наводить порядок на Украине. А между тем, в Закарпатье обустроен мощный блокпост с тяжелой техникой. Кроме того, сосредоточены грузовики и бульдозеры, которые готовы перекрыть дорогу на перевале, сообщают украинские СМИ.
"Это самое страшное, что произошло в Закарпатье. Это первая ласточка применения силы под разными лозунгами. Это невозможно в правовом государстве", – говорит бывший руководитель "Блока Петра Порошенко" Юрий Луценко.
Леонид Крутаков, политолог, публицист , «Правый сектор» - это боевой отряд Майдана, это сила, которая была использована при приходе нынешних людей к власти. Но «Правый сектор» не считается опорой для власти, поскольку он является персоной нон-грата для Запада. Да, власти, закрывают глаза на его националистические взгляды, поскольку пока это нужно для поддержания власти в Киеве, но не за ним будущее. Политика официального Киева направлена с одной стороны на поддержку антироссийской истерии, а с другой – они плавно дистанцируются от радикалов и пытаются себя представить хоть какой-то цивильной властью. Митинги будут. Разгонять бойцов не решатся. Киев еще не готов к тому, чтобы отстреливать победителей. Каждый человек, приходящий во власть, наутро просыпается с мыслью, «а кому я обязан этим приходом?», и начинает потихоньку убирать людей, которые претендуют на слишком большие бонусы. «Правый сектор является такой силой, которая претендует на самый большой бонус, пожалуй, даже на бонус, который больше, чем у самого Порошенко. Он хотя бы играет в парадигме европейской и американской логики. А «Правый сектор» играет в свою игру. Я думаю, что у нынешней Украины в том виде, в котором она существует, просто нет будущего.
Марина Староверкина