С декабря 2015 года Национальная платежная система начнет выпуск собственных карт. Правда, как именно они будут выглядеть, еще никто не знает. 8 апреля стартует конкурс на выбор бренда НСПК. Любой россиянин в течение полутора месяцев может предложить свое видение карты.

 

Творческие муки

 

В апреле «Национальная система платежных карт» уже представила свой логотип: пятиконечная звезда то ли из кирпичей, то ли из пачек банкнот. Дизайнеры тут же принялись соревноваться в злословии. Логотип, мягко говоря, получился не слишком удачным. 

«Дизайнер, судя по всему, вообще не участвовал в разработке логотипа. Бросаются в глаза технические недоработки, например, зрительно высота наименования меньше эмблемы, а они должны быть выравнены. Не говоря уже о том, что название вообще никак не связано с логотипом. Не продумано и то, как он будет нанесен на карты: очевидно, что четыре строки не будут читаться. Логотип не несет продающих функций, не помогает идентификации. Такая работа вообще ничего не стоит, детский сад», - рассказал Известиям генеральный директор консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц. 

Вся надежда остается на участников конкурса, одаренных мастерством художника. Несмотря на регистрацию товарного знака работа над брендом еще не завершена, а этот логотип предназначен лишь для корпоративного использования, заверяют в НСПК.

 

Попытка не пытка?

 

Первые попытки создания в России национальной платежной системы были предприняты еще в начале 90-х годов. Так в 1993 году была создана первая российская система —STB Card. В этот же период появляется еще три платежные системы: Union Card, новосибирская «Золотая Корона» и проект Сбербанка «Сберкарт». Популярностью у российских компаний пользовалась Union Card (как самая дешевая), но в магазинах все чаще принимали зарубежные карты Visa и MasterCard.

В сентябре 1995 года банки «СБС-Агро», «ОНЭКСИМ», «Международная финансовая компания» и инкассаторская фирма «Инкахран» вложили 250 миллионов долларов в систему «СТБ-Россия». Они планировали создать единую систему платежей, карты которой принимались бы во всех странах СНГ. Но реализация проекта затянулась, а в кризис 1998-го было уже не до этого. 

Несмотря на неудачи, правительство свои попытки не оставляло. В 2000 году планировалось создать единую национальную карту на основе «Сберкарта», но проект не выдержал критики несогласных банков, которые тоже хотели свой кусок пирога. Из-за финансовых проблем провалился и этот проект, и власти решили, что выгоднее  сотрудничать с Visa и MasterCard, чем создавать свою систему. На этом и прогорели.

И совсем недавняя попытка. В 2010 году Сбербанк создает «Универсальную электронную карту» и платежную систему ПРО100. Планировалось, что с 1 января 2014 года карта будет выдаваться всем гражданам, кроме тех, кто специально отказался от ее получения. Но в процессе выяснилось, что для выдачи карты необходимо личное присутствие каждого гражданина для фотографирования, подписи и получения карты. Общество шло неохотно. К тому же, в 2013 году регионы заявили о недостатке средств на выпуск карт всем жителям. Поэтому было решено отменить обязательную выдачу УЭК. Всего было выпущено чуть более 200 тысяч карт. Сейчас УЭК принимаются в 65% банкоматов России и в 40% торговых и сервисных компаний. Остается надеяться, что нынешнюю систему не постигнет та же участь.

Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко

Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко, Ситуация, которая складывалась на тот момент на рынке, она удовлетворяла и потребителя, и российского регулятора. Банкам было легче работать всего с двумя контрагентами, тем более, что у них уже был полностью налажен процесс взаимодействия с банками, потребителями, ритейлерами. Санкции просто показали нам, что с точки зрения государственной безопасности и защиты потребителя такая ситуация является достаточно рискованной, так как получается, что российский потребитель существенно может зависеть в получении банковских услуг от решения других правительств по санкционной политике. Решение с созданием НСПК как раз вытекает из задач в кратчайшие сроки обеспечить бесперебойность получения потребителями финансовых услуг.

 

Опоздавших ждут

 

Правда, сроки внедрения национальной платежной системы смялись. В отличие от MasterCard, которая успешно выполнила договор с НСПК,Visa не успела подключиться к российской системе процессинга. За нарушение договоренности платежной системе грозил крупный штраф. Однако Банк Росии продлил срок перевода внутренних операций в НСПК до 30 апреля.

Впрочем, даже если Visa снова не вложится в сроки и будет вынуждена внести штраф, Банк России предусматривает легкий возврат этих средств. Согласно нормам Центробанка РФ, практически всю сумму штрафа можно будет вернуть после завершения процедуры перевода обработки внутрироссийских операций в НСПК.

 Марина Староверкина