С декабря 2015 года Национальная платежная система начнет выпуск собственных карт. Правда, как именно они будут выглядеть, еще никто не знает. 8 апреля стартует конкурс на выбор бренда НСПК. Любой россиянин в течение полутора месяцев может предложить свое видение карты.
Творческие муки
В апреле «Национальная система платежных карт» уже представила свой логотип: пятиконечная звезда то ли из кирпичей, то ли из пачек банкнот. Дизайнеры тут же принялись соревноваться в злословии. Логотип, мягко говоря, получился не слишком удачным.
«Дизайнер, судя по всему, вообще не участвовал в разработке логотипа. Бросаются в глаза технические недоработки, например, зрительно высота наименования меньше эмблемы, а они должны быть выравнены. Не говоря уже о том, что название вообще никак не связано с логотипом. Не продумано и то, как он будет нанесен на карты: очевидно, что четыре строки не будут читаться. Логотип не несет продающих функций, не помогает идентификации. Такая работа вообще ничего не стоит, детский сад», - рассказал Известиям генеральный директор консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц.
Вся надежда остается на участников конкурса, одаренных мастерством художника. Несмотря на регистрацию товарного знака работа над брендом еще не завершена, а этот логотип предназначен лишь для корпоративного использования, заверяют в НСПК.
Попытка не пытка?
Первые попытки создания в России национальной платежной системы были предприняты еще в начале 90-х годов. Так в 1993 году была создана первая российская система —STB Card. В этот же период появляется еще три платежные системы: Union Card, новосибирская «Золотая Корона» и проект Сбербанка «Сберкарт». Популярностью у российских компаний пользовалась Union Card (как самая дешевая), но в магазинах все чаще принимали зарубежные карты Visa и MasterCard.
В сентябре 1995 года банки «СБС-Агро», «ОНЭКСИМ», «Международная финансовая компания» и инкассаторская фирма «Инкахран» вложили 250 миллионов долларов в систему «СТБ-Россия». Они планировали создать единую систему платежей, карты которой принимались бы во всех странах СНГ. Но реализация проекта затянулась, а в кризис 1998-го было уже не до этого.
Несмотря на неудачи, правительство свои попытки не оставляло. В 2000 году планировалось создать единую национальную карту на основе «Сберкарта», но проект не выдержал критики несогласных банков, которые тоже хотели свой кусок пирога. Из-за финансовых проблем провалился и этот проект, и власти решили, что выгоднее сотрудничать с Visa и MasterCard, чем создавать свою систему. На этом и прогорели.
И совсем недавняя попытка. В 2010 году Сбербанк создает «Универсальную электронную карту» и платежную систему ПРО100. Планировалось, что с 1 января 2014 года карта будет выдаваться всем гражданам, кроме тех, кто специально отказался от ее получения. Но в процессе выяснилось, что для выдачи карты необходимо личное присутствие каждого гражданина для фотографирования, подписи и получения карты. Общество шло неохотно. К тому же, в 2013 году регионы заявили о недостатке средств на выпуск карт всем жителям. Поэтому было решено отменить обязательную выдачу УЭК. Всего было выпущено чуть более 200 тысяч карт. Сейчас УЭК принимаются в 65% банкоматов России и в 40% торговых и сервисных компаний. Остается надеяться, что нынешнюю систему не постигнет та же участь.
Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко, Ситуация, которая складывалась на тот момент на рынке, она удовлетворяла и потребителя, и российского регулятора. Банкам было легче работать всего с двумя контрагентами, тем более, что у них уже был полностью налажен процесс взаимодействия с банками, потребителями, ритейлерами. Санкции просто показали нам, что с точки зрения государственной безопасности и защиты потребителя такая ситуация является достаточно рискованной, так как получается, что российский потребитель существенно может зависеть в получении банковских услуг от решения других правительств по санкционной политике. Решение с созданием НСПК как раз вытекает из задач в кратчайшие сроки обеспечить бесперебойность получения потребителями финансовых услуг.
Опоздавших ждут
Правда, сроки внедрения национальной платежной системы смялись. В отличие от MasterCard, которая успешно выполнила договор с НСПК,Visa не успела подключиться к российской системе процессинга. За нарушение договоренности платежной системе грозил крупный штраф. Однако Банк Росии продлил срок перевода внутренних операций в НСПК до 30 апреля.
Впрочем, даже если Visa снова не вложится в сроки и будет вынуждена внести штраф, Банк России предусматривает легкий возврат этих средств. Согласно нормам Центробанка РФ, практически всю сумму штрафа можно будет вернуть после завершения процедуры перевода обработки внутрироссийских операций в НСПК.
Марина Староверкина