«Вопрос диверсификации предприятий ОПК – это жизненно-необходимый вопрос, потому что пик госзаказа, который у нас начал динамично увеличиваться с 2011 года, уже пройден, и ожидать, что объем госзаказа год от года будет расти, как это было в начале, с 2010 по 2015 год, уже не приходится. Для того, чтобы обеспечить развитие экономики предприятиям ОПК необходимо бросить свой взор еще на два рынка – это экспорт и гражданская продукция, для того чтобы можно было устойчиво выстраивать всю экономику.

Для того, чтобы обеспечить развитие экономики предприятиям ОПК необходимо бросить свой взор еще на два рынка – это экспорт и гражданская продукция, для того чтобы можно было устойчиво выстраивать всю экономику.

Вы понимаете, ничего не бывает просто так. Для того чтобы освоить новый для себя рынок и прийти с продукцией на гражданский рынок, нужно очень серьезно поработать. Это большой вызов для предприятий ОПК, по той простой причине, что на этом рынке нас никто не ждал. Он давно был занят, и мы в свое время, может быть, с легкостью отдали этот рынок западным производителям, в основном. И для того чтобы попасть на этот рынок нужно иметь продукцию, механизмы продвижения этой продукции и необходима со стороны государства определенная поддержка, как материальная, так и в виде различного рода преференций, для того чтобы выполнить эту задачу. 

 Что нам удалось за это время сделать. Начнем, наверное, с экономики предприятий ОПК. Она достаточно сложная. Вы знаете, что 90-е и нулевые годы тяжело отразились на состоянии экономики ведущих предприятий ОПК. Хотя государство сделало очень много для того, чтобы через различного рода федеральные целевые программы по развитию ОПК и другие государственные программы поднять уровень, провести модернизацию основных фондов. Но, тем не менее, экономика за счет резкого падения спроса на военную продукцию в 90-е и нулевые годы претерпела серьезные изменения. Нам приходилось очень много работать с этим. Все институциональные преобразования, создание интегрированных структур, таких как «Ростех» и другие  – это все вещи, которые были направлены на укрепление и сохранение оборонно-промышленного потенциала. И, тем не менее, бремя старых долгов, кредитная нагрузка, которая постоянно присутствовала на предприятиях ОПК, не позволяла им вкладывать серьезные собственные средства в развитие и освоение новых рыночных ниш. Поэтому мы обратились к президенту. Я хорошо помню – это были сочинские совещания, по-моему, в мае 2018 года, когда возникла идея обратиться к верховному главнокомандующему и изыскать способы оздоровления экономики предприятий ОПК за счет расчистки этих старых кредитов. Потому что только обслуживание кредитов, которые накопились еще с 90-х, было порядка 70 млрд рублей ежегодно. Представляете, какая сумма? Получалась какая-то глупая ситуация: с одной стороны эти деньги платились банком, с другой – предприятия шли к государству, в различные институты, в ФОИВы, в Белый дом с просьбой дать денег на поддержание или освоение этих современных технологий. Вот этот серьезный шаг был сделан. 

 Я сейчас возглавляю правительственную комиссию по оздоровлению предприятий ОПК, и мы являемся основной крупной интегрируемой структурой, руководители которой здесь присутствуют и радостно потирают руки, что им удалось через эту комиссию достичь серьезных результатов и оздоровить свою экономику. Эта работа из теории перешла в практическую область. Я сегодня могу Вам сказать только одну цифру – порядка, по текущим курсам и после реструктуризации кредитов, предприятия ОПК на  экономят сегодня от 50 до 55 млрд рублей – то, что они раньше платили в виде процентов различным банковским структурам. Я считаю, это беспрецедентный шаг за всю историю России. Я должен отметить фонд развития промышленности Минпромторга, который очень хорошо себя зарекомендовал. Это длинные дешевые деньги, которые позволили предприятиям, привлекая эти внебюджетные источники, осваивать новые ниши

Я должен отметить фонд развития промышленности Минпромторга, который очень хорошо себя зарекомендовал. Это длинные дешевые деньги, которые позволили предприятиям, привлекая эти внебюджетные источники, осваивать новые ниши

Я бы отметил создание опорного банка – «Промсвязьбанк». Но и этого мало. Мало создать продукцию – нужно еще продвинуть эту продукцию на рынок. Поэтому мы, изучив опыт всех ведущих стран, пришли к пониманию, что государство не может стоять в стороне и не должно занимать позицию стороннего наблюдателя, а должно активно участвовать в продвижении продукции собственных отечественных производителей на рынок. Рыночные процессы специфические, нельзя управлять рынком директивно, поэтому мы, в первую очередь, бросили взор на государственные закупки и на программы наших естественных монополий и инвестиционные программы. Это, в основном, предметы 44-го и 223-го законов. В совокупности это порядка 30 трлн рублей в виде закупок и услуг, которые расторговываются в течение года. Огромная сумма, и, конечно, мы были заинтересованы, чтобы львиная доля этих объемов досталась российскому производителю. При условии, что они в состоянии предложить на рынок конкурентноспособную продукцию. Я все время делаю эту оговорку, иначе меня начинают упрекать: вот вы за плановую экономику, хотите вернуть обратно, наводнить рынок некачественной, недобросовестной, неконкурентной продукцией – не об этом речь. Речь ведется о том, чтобы дать возможность нашим предприятиям, которые уже сумели создать конкурентный продукт, спокойно продвинуть ее, потому что западные производители держатся за завоеванные позиции. Любые способы хороши, чтобы только не пустить российского отечественного производителя на этот рынок. Вы знаете, что мы долго работали над законом, который тяжело рождался. Изменения внесены в 223-й и 44-й ФЗ. Сегодня у нас простые ясные механизмы, которые позволяют гарантированно российскому производителю продвинуть свой продукт через доведенные квоты. Вот я считаю две серьезные вещи: средства, за счет которых  предприятия ОПК могут создавать и осваивать новые рыночные ниши, и прямая поддержка государства в виде явных прямых преференций.

Вот я считаю две серьезные вещи: средства, за счет которых предприятия ОПК могут создавать и осваивать новые рыночные ниши, и прямая поддержка государства в виде явных прямых преференций.

Это два основных условия, объективно, которые могут создать все то, чтобы выполнить поручение президента  к 2030 году, и действительно достичь 50% доли гражданской продукции на предприятиях ОПК».