— Я знаю, что «Проект-техника» всегда привлекает внимание зрителей, у вас очень интересные экспонаты. Что у вас в этом году? Чем порадуете? Чем заинтересуете?

— В этом году мы выступили достаточно радикально. Мы весь наш стенд посвятили диверсификации.

— Задача номер один?

— Да, и мы назвали его «Проектируем будущее». Идея нашей экспозиции в том, что, отталкиваясь от военных технологий, мы предлагаем нашим потребителям использовать те возможности, которые есть в оборонной промышленности, для гражданских нужд.

Идея нашей экспозиции в том, что, отталкиваясь от военных технологий, мы предлагаем нашим потребителям использовать те возможности, которые есть в оборонной промышленности, для гражданских нужд.

Мы представили здесь несколько экспонатов. Первый — и самый важный — мы сделали с орловской областью. И, кстати, надо отметить, что это идея губернатора орловской области, Клычкова Андрея Евгеньевича — сделать на базе кузовные контейнеры переменного объема, в которых военные делают свои командные пункты, сделать учебный класс. Сегодня уроки труда проходят в несколько ином формате. Кабинет труда — это не как раньше, верстаки и прочее; сегодня это рабочие места, оснащенные компьютерами, 3D-принтерами, всякого рода современным оборудованием по лазерной обработке и т.д. Люди должны быть знакомы с такими технологиями. Классы такие достаточно дороги, поэтому развернуть их в каждой школе, даже городской, не говоря о сельской, достаточно затратно. Один такой класс может стоить от 10 до 20 млн рублей, это достаточно дорогостоящая история. Поэтому родилась идея делать такие классы мобильными.

— На колесах.

— На колесах. То есть, скажем, есть сельская школа, в которой не очень много учеников, есть один кабинет труда. И, собственно говоря, раз или два в неделю может приехать такой учебный класс на колесах, провести занятие и переехать в другую школу. Таким образом, для государства и для системы образования это экономия средств — с одной стороны. С другой стороны — качественное изменение уровня подготовки, потому что, если вы посмотрите наш образец, наш кванториум — он оснащен очень плотно, очень сильно, технологически вооружен.

Таким образом, для государства и для системы образования это экономия средств — с одной стороны. С другой стороны — качественное изменение уровня подготовки, потому что, если вы посмотрите наш образец, наш кванториум — он оснащен очень плотно, очень сильно, технологически вооружен.

— Я понимаю, что речь идет о таком проекте, который связан с Минпросвещением, как мобильный кванториум, но ваша корпорация представила свою особенную версию, которая, как я понимаю, в ближайшее время появится еще и в других областях? Чем вы отличаетесь? Что внутри класса на колесах?

— Внутри пятнадцать учебных мест, а также компьютеры, комплекты для изучения робототехники — то есть, как строить роботов, подходы к ним, к современным технологиям, например, 3D-принтеры, всякого рода станки для лазерной обработки — все, что так или иначе связано с современными технологиями.

— И где они появятся еще в ближайшее время?

— На сегодняшний день мы провели переговоры с тремя регионами, завтра мы планируем встретить руководителей еще трех регионов и представителей служб и министерств просвещений еще пяти республик и областей.

— Я так понимаю, сейчас мы поговорили именно о том, что делается для гражданской сферы. А для военных что нового из мобильной инфраструктуры есть?

— Из новенького мы сделали упор на наши экспонаты в области цифровизации. Мы традиционно занимаемся мобильными платформами — медицинской, тыловой, сервисной. В этом году мы показали возможности использования цифровой технологии для развития сервисной функции в Министерстве обороны. В частности, мы показали возможности применения, например, VR-технологии для обучения военных ремонтников — это очень наглядно и очень сильно, наверное, увеличивает качество обучения.

— Облегчаете обучение?

— Да. И мы демонстрируем систему и платформу, которая называется «Графит», она сертифицирована в Министерстве обороны и Минкомсвязи – это новая цифровая платформа, на которой мы развиваем информационные системы обеспечения жизнедеятельности военнослужащих и вооруженных сил.

— Шавасп Вачикович, а какие у вас прогнозы? Вы достигнете тех планов по диверсификации, которые поставил своей задачей президент Российской Федерации?

— Безусловно, мы даже не сомневаемся, потому что наши мобильные технологии сейчас сильно востребованы. Особенно молодое поколение, которое хочет разнообразия, быстро сменяющихся пейзажей. Например, в нашем быстровозводимом офисе мы предложили концепцию, как можно из стандартных унифицированных модулей организовывать пространство, которое можно быстро менять. Допустим, вы строите себе жилье, но через три года вам захотелось что-то изменить — и вы можете просто перекомпоновать эти модули — и у вас получится совсем другая архитектура.

— Для тех, кто хочет быстро все поменять в своей жизни.

— Кто хочет быстро, да. И, кстати, мы сегодня практически договорились о реализации такого проекта в Орловской области. На базе таких технологий мы хотим построить поселок — первый, пилотный, в котором бы эти идеи быстровозводимых и трансформируемых жилых помещений были реализованы.

— Очень интересно. Расскажите еще, пожалуйста, про вашу интересную летающую лабораторию FlyCat. Я знаю, что это уникальный проект для России. Расскажите пару слов о нем. На какой вы сейчас стадии?

— Вообще, наша корпорация выросла 30 лет назад из недр ракетно-космической отрасли. В свое время был такой период, когда были закрыты несколько проектов, в частности «Буран», такой известный проект, и мы имели отношение к этому проекту, мы это не забыли, и теперь вернулись туда. Мы сегодня предлагаем проект, который называется FlyCat — это гиперзвуковая лаборатория воздушного старта. Проект мы сделали вместе с инновационным центром «Сколково» на условиях долевого финансирования. Этот проект мы сейчас и показываем, он имеет большие перспективы. 

Мы сегодня предлагаем проект, который называется FlyCat — это гиперзвуковая лаборатория воздушного старта. Проект мы сделали вместе с инновационным центром «Сколково» на условиях долевого финансирования. Этот проект мы сейчас и показываем, он имеет большие перспективы.

По сути, это лаборатория, которая может в условиях гиперзвука испытывать те или иные приборы, которые разрабатываются научными инженерными коллективами.

— И это та высота, которая сейчас осваивается?

— Да, это тот эшелон, который сегодня востребован, мало изучен. И для того, чтобы можно было эффективно изучать приборы и инженерные решения, мы предлагаем такую лабораторию. Мы в самом начале развития этого проекта, он очень интересный и перспективный, с нашей точки зрения. Мы приглашаем инвесторов в этот проект.

— Я так понимаю, это ваша задача на форуме, в том числе?

— В том числе на форуме, да. Наш проект интересен — как инженерная задача, интересен, как инвестиционное вложение, и, собственно говоря, это действительно взгляд в будущее.