— Недавно в ряде российских регионов завершились учения РХБЗ. Как вы оцениваете боеготовность войск?

— В течение пяти суток мы отработали все задачи, было задействовано в целом пять полигонов. Одной из задач, решением которой мы занимаемся в мирное время, была ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. Остальные задачи были направлены на обеспечение боевых действий войск, в том числе от поражения высокоточным оружием, в условиях применения ядерного химического и биологического оружия, поражения огнеметными средствами. Войска показали высокую выучку, слаженность действий. В настоящее время по завершению учений часть группировки уже возвращается назад, другая часть продолжает учения. Сейчас и время непростое: техногенные аварии и катастрофы происходят всё чаще и чаще. По разным причинам, среди которых износ производства, атмосферные и природные катаклизмы, международная обстановка. Мы выполняем задачи по повышению уровня боевой готовности и боевой способности.

— В августе войска РХБЗ были задействованы в ликвидации последствий сибирской язвы на Ямале, за что получили награды от местных властей. С какими сложностями пришлось столкнуться в данном случае?

— Современная история России аналогичного заражения, возникшего в результате вируса в условиях аномально теплой погоды, не видела в таких масштабах. Более того, такого массового падежа оленей от сибирской язвы не происходило с 1941-го года. В августе министром обороны была поставлена задача в короткий срок, в течение суток, мобильно перебросить войска были в район экологической катастрофы. Были задействованы не только войска бригады РХБЗ центрального округа: мы впервые применили на Ямале отряд особого назначения, который был создан в прошлом году по распоряжению Сергея Шойгу. Этот отряд буквально получил боевое крещение. Доктора-биологи, кандидаты, доценты на Ямале столкнулись с рядом проблем. В первую очередь, отсутствие транспортной составляющей. Всё пришлось делать вертолетной группировкой. 6 единиц вертолетов каждый день вылетали на задачу, заключающуюся в том, чтобы ликвидировать трупы павших животных и все предметы быта, представляющие угрозу, и обработать местность. Физически сделать это оказалось непросто: олени были разбросаны на большой территории. Личному составу приходилось работать по 8 часов, не снимая средств защиты. После этого подвергались санитарной обработке. Кроме того, проводилась профилактика в виде вакцинирования, прививок. За всё время операции благодаря четким мероприятиям никто не заболел.

— Какая техника сейчас стоит на вооружении войск химзащиты? Какие образцы представлены на форуме?

— На сегодняшний день мы представили в «Патриоте» более 108 образцов средств защиты. Из них на открытой площадке —12 единиц современного вооружения. Это машина радиационно-химической разведки, это машина специальной обработки, машина аэрозольной маскировки от высокоточного оружия, лаборатории контроля…

Войска РХБЗ также внедряют новые образцы комплектов экипировки и индивидуальных средств защиты. В этом году приняли новый противогаз. Есть также средства защиты кожи. В перспективе — завершение разработки роботизированной техники, беспилотных летательных аппаратов.

Ирина Ботвиньева