С 5 по 9 сентября в Женеве состоялось совещание государств-участников Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия, в связи с нарушением США и Украиной статей I и IV Конвенции, которое было инициировано Российской Федерацией. Министерством обороны России проанализированы материалы выступлений представителей США и Украины, рабочие документы государств-участников, совместные заявления и итоговый документ совещания, говорится в сообщении военного ведомства.

РФ задала более 20 вопросов странам-участницам КБТО о незаконной деятельности Киева и Вашингтона в рамках КБТО, рассказал на брифинге по итогам консультативного совещания начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ Игорь Кириллов. Вот некоторые из них:

 Чем обусловлен выбор патогенных микроорганизмов, изучаемых на территории Украины в рамках Программы снижения угрозы? Почему номенклатура изучаемых патогенов не связана с актуальными для здравоохранения проблемами, например, проект Тэп-6 по изучению возбудителя сапа, случаи которого никогда не фиксировались на территории Украины?

Россия поинтересовалась, каким образом накопление штаммов особо опасных инфекций и их направление в другие страны должно содействовать улучшению состояния с инфекционной заболеваемостью?

Российская сторона хотела бы знать, почему основной акцент делался на изучении природно-очаговых и особо опасных инфекций, которые согласно спискам Центров по контролю и профилактике заболеваний США рассматриваются как потенциальные агенты биологического оружия?

Какие исследования с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и токсичных веществ проводились на украинских военнослужащих и душевнобольных, являющихся одной из наиболее незащищенных категорий граждан? И наконец, почему США и Украина скрывают факты сотрудничества в военно-биологической сфере в международной отчетности по линии КБТО, а США с 2001 года блокируют разработку ее проверочного механизма? - привел Кириллов еще один вопрос к участникам КБТО.

Как свидетельствует Минобороны России, участникам совещания были переданы на рассмотрение ранее озвученные копии реальных документов, а также вещественные доказательства, подтверждающие выполнение на территории Украины работ по военно-биологическим программам. И как отметил Игорь Кириллов, «ни у одной из делегаций не возникло сомнений в подлинности представленных документов, в том числе в части накопления патогенных материалов в украинских лабораториях, включая – противочумный институт имени Мечникова».

По словам российского генерал-лейтенанта, Украина в своем выступлении признала факт проведения проверки института комиссией министерства здравоохранения, отметив что: «…80 процентов нарушений было устранено…». При этом украинская сторона полностью проигнорировала вопросы о необоснованных объемах хранения опасных биологических агентов на базе учреждения и выявленных грубых нарушениях условий их накопления: биоматериалы складировались на лестничных клетках, отсутствовала исправная система контроля доступа к патогенным микроорганизмам.

Ни Украина, ни США не представили убедительных доказательств того, что сотрудничество помогло улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку, которая последние 15 лет неуклонно ухудшалась,- подтвердил в ходе брифинге Игорь Кириллов. 

По словам российского военноначальника, также не было получено пояснений в части номенклатуры накопленных штаммов опасных патогенов, хотя в рамках проектов под кодовым названием "Ю-Пи" и "Тэп" с 2008 года на Украине было реализовано 19 работ, направленных на изучение потенциальных агентов биологического оружия (Конго-Крымской лихорадки, хантавирусов, сибирской язвы и туляремии) и экономически значимых инфекций (африканская и классическая чума свиней, болезнь Ньюкасла).

«Приведенные в ходе совещания практические итоги деятельности управления по снижению угрозы минобороны США ДИТРА на Украине свелись к демонстрации нескольких фотографий отремонтированных лабораторных помещений. Вероятнее всего, кроме данных псевдо «достижений», никаких других результатов достигнуто не было, - высказался Кириллов о весомости аргументов американцев.

Крайне неубедительно по его мнению, звучали  объяснения США и Украины относительно вывоза штаммов и биоматериалов украинских граждан и соблюдения этических норм при проведении исследований на военнослужащих, малообеспеченных гражданах, а также на одной из наиболее незащищенных категорий населения – пациентах психиатрических больниц. Американская делегация признала подобные факты, отметив при этом, что передача образцов патогенных биоматериалов в США ЦИТАТА: «...была нечастой...», - пояснил Кириллов.

Киев привел лишь надуманные доводы в ответ на предоставленные Россией документы, подтверждающие его заинтересованность в поставках беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для доставки биологического оружия, заявил в понедельник начальник РХБЗ Вооруженных сил РФ на брифинге по вопросам прошедшего совещания стран - участниц Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия в Женеве, ­ дополнил начальник войск РХБЗ ВС России. 

"На примере Украины мы видим, что заявленный характер взаимодействия лишь внешне соответствовал статье Х КБТО (международное сотрудничество и обмен информацией в мирных целях). В результате реализации проектов ДИТРА улучшения ситуации с заболеваемостью не было достигнуто, а ситуация в приграничных с Украиной странах ухудшалась по многим показателям. Другие признаки «мирного сотрудничества» также отсутствовали", - подчеркнул он.

«Мы неоднократно говорили об истинном характере военно-биологических программ Пентагона, реализуемых за пределами национальной территории. В то время, как заявленными целями являются мониторинг инфекционной заболеваемости и оказание помощи развивающимся странам, в реальности мы видим наращивание военно-биологического потенциала США в обход обязательств по КБТО», -  заявил в понедельник начальник РХБЗ Вооруженных сил РФ на брифинге по вопросам прошедшего совещания стран - участниц Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия в Женеве. 

По признанию российского генерал-лейтенанта, Украина в своем выступлении признала факт проведения проверки института комиссией министерства здравоохранения, отметив что: «…80 процентов нарушений было устранено…». При этом украинская сторона полностью проигнорировала вопросы о необоснованных объемах хранения опасных биологических агентов на базе учреждения и выявленных грубых нарушениях условий их накопления: биоматериалы складировались на лестничных клетках, отсутствовала исправная система контроля доступа к патогенным микроорганизмам, отмечает российская сторона.

"Ни Украина, ни США не представили убедительных доказательств того, что сотрудничество помогло улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку, которая последние 15 лет неуклонно ухудшалась" , - указал в ходе брифинга Игорь Кириллов.

По его словам, также не было получено пояснений в части номенклатуры накопленных штаммов опасных патогенов, хотя в рамках проектов под кодовым названием "Ю-Пи" и "Тэп" с 2008 года на Украине было реализовано 19 работ, направленных на изучение потенциальных агентов биологического оружия (Конго-Крымской лихорадки, хантавирусов, сибирской язвы и туляремии) и экономически значимых инфекций (африканская и классическая чума свиней, болезнь Ньюкасла).

 «Приведенные в ходе совещания практические итоги деятельности управления по снижению угрозы минобороны США ДИТРА на Украине свелись к демонстрации нескольких фотографий отремонтированных лабораторных помещений. Вероятнее всего, кроме данных псевдо «достижений», никаких других результатов достигнуто не было, - высказался Кириллов о весомости аргументов американцев.

Крайне неубедительно, утверждает Кириллов, выглядят объяснения США и Украины относительно вывоза штаммов и биоматериалов украинских граждан и соблюдения этических норм при проведении исследований на военнослужащих, малообеспеченных гражданах, а также на одной из наиболее незащищенных категорий населения – пациентах психиатрических больниц. Американская делегация признала подобные факты, отметив при этом, что передача образцов патогенных биоматериалов в США ЦИТАТА: «...была нечастой...», - пояснил Кириллов.

Киев привел лишь надуманные доводы в ответ на предоставленные Россией документы, подтверждающие его заинтересованность в поставках беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для доставки биологического оружия, заявил в понедельник начальник РХБЗ Вооруженных сил РФ на брифинге по вопросам прошедшего совещания стран - участниц Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия в Женеве, ­ дополнил он. - На примере Украины мы видим, что заявленный характер взаимодействия лишь внешне соответствовал статье Х КБТО (международное сотрудничество и обмен информацией в мирных целях). В результате реализации проектов ДИТРА улучшения ситуации с заболеваемостью не было достигнуто, а ситуация в приграничных с Украиной странах ухудшалась по многим показателям. Другие признаки «мирного сотрудничества» также отсутствовали".

«Мы неоднократно говорили об истинном характере военно-биологических программ Пентагона, реализуемых за пределами национальной территории. В то время, как заявленными целями являются мониторинг инфекционной заболеваемости и оказание помощи развивающимся странам, в реальности мы видим наращивание военно-биологического потенциала США в обход обязательств по КБТО», -  заявил в понедельник начальник РХБЗ Вооруженных сил РФ на брифинге по вопросам прошедшего совещания стран - участниц Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия в Женеве.

По итогам мероприятия был принят «нулевой», ни к чему не обязывающий доклад, нами предложены инициативы по укреплению КБТО. Россия выдвинула три инициативы по укреплению Конвенции о запрете биооружия, которые и были озвучены в ходе мероприятия в Женеве.

Во-первых, это возобновление переговоров по юридически обязывающему протоколу к Конвенции, который включает списки микроорганизмов, токсинов, оборудования (по аналогии с контрольными списками КЗХО. Второе – создание научно-консультативного комитета, имеющего широкую географическую представленность и равные права участников, при соблюдении так называемого «принципа десяти», в соответствии с которым решение должно приниматься с учетом альтернативной точки зрения, даже если она высказана всего одним государством.

В-третьих, это расширение мер укрепления доверия с обязательным объявлением государствами своей деятельности в биологической сфере за пределами национальной территории.

«В связи с тем, что вопросы к военно-биологическим программам США и Украины по-прежнему остаются, Министерство обороны России продолжит дальнейшие шаги по прояснению ситуации», - сказал в заключении начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ Игорь Кириллов.