Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк решил попробовать себя сразу в двух ипостасях: морального авторитета и театрального критика. Он предложил законодательно запретить пропаганду педофилии в театральных постановках. На такое рацпредложение народного избранника сподвиг спектакль «Сон в летнюю ночь» по опере Бенджамина Бриттена, который получил национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «музыкальный театр».

Постановка эта, для осуществления которой был приглашен режиссер из Великобритании Кристофер Олден, получилась скандальной с самого начала. Режиссера обвиняли в «пропаганде педофилии, алкоголизма и наркомании» еще тогда, когда он только репетировал спектакль.

Кто именно обвинял? На этот вопрос нет однозначного ответа. Скандал начался с того, что на имя главы Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина пришло письмо-жалоба.

Сообщалось, что письмо составили и отослали родители участников детского хора театра, задействованного в репетициях «Сна в летнюю ночь»: дескать, защитите наших детей, которых заставляют участвовать в непотребстве. Правда, конкретные признаки и детали этого «непотребства» не указывались.

Чуть позже выяснилось, что родители хористов не имели отношения к письму, а сочинили его сотрудники театра, по разным причинам выступающие против данной постановки. В общем, вселенский скандал свелся к банальной внутритеатральной интриге.

Настоящие родители участников детского хора встали на защиту театра и уверяли, что ничего дурного и неприличного их детей делать не заставляют. Министерство культуры категорически отказалось вмешиваться в репертуарную политику театра.

 Единственным зримым результатом скандала стало посещение генеральной репетиции экспертами из столичного департамента культуры. Они явились только ради того, чтобы установить возрастную планку для зрителей. Первоначально опера была рекомендована к просмотру зрителям от 14 лет. Однако сейчас на сайте театра сообщается, что «Сон в летнюю ночь» не рекомендован к просмотру детьми до 16 лет.

Инцидент вроде бы был исчерпан. И вдруг в ситуацию встрял целый депутат Госдумы Сергей Железняк. Да еще выступил с громогласным заявлением: «Если мудрости театрального саморегулирования для отказа от участия в подобных морально неприемлемых проектах не хватает, необходимо начать общественное обсуждение этой социально резонансной темы и выработать меры законодательного предотвращения вовлечения несовершеннолетних в морально неприемлемые художественные проекты и запрета пропаганды педофилии в театральных постановках».

Надо сразу же уточнить, что Железняк выступил не с законопроектом, а всего лишь с предложением устроить «общественное обсуждение резонансной темы». Такое обсуждение само по себе вреда не принесет. И вот что можно было объяснить морально озабоченному депутату в рамках данного обсуждения.

Понятие «пропаганда чего-либо» применительно к театру абсурдно по определению. А то ведь можно увидеть «пропаганду убийства» в инсценировке «Преступления и наказания» или в постановке «Отелло» Вильяма нашего Шекспира, где можно также усмотреть разжигание вражды по расовому признаку…

Более того, если обратиться к теме педофилии, выясняются жуткие и страшные подробности. Так, например, главной героине знаменитой трагедии того же Шекспира «Ромео и Джульетта» нет 14 – четырнадцати! – лет. Что не мешает вступить с ней в интимную связь 16-летнему Ромео, и это преподносится как нечто нормальное… Вот ведь где скрывается самая злостная пропаганда педофилии!

Увы, придется разочаровать депутата Железняка и его единомышленников. Современная сцена, как и экран, не знает ни одной Джульетты, которую играла бы актриса, не достигшая совершеннолетия. Между прочим, это касается и набоковской «Лолиты», и любого фильма или спектакля. В нашей стране законодательно запрещено участие несовершеннолетних подростков в сценах, где имеют место секс и насилие.

Так что никакой педофилии быть не может. Ни о каком «использовании детей в сценах насилия, разврата, суицида» - еще одна цитата из инвектив Железняка - речи быть не может. И на сцене и, соответственно, в зале театра находятся люди взрослые. В том числе и на спектакле «Сон в летнюю ночь», рождение которого сопровождалось шумным и нелепым.

Хотелось поначалу написать: «рождение которого было омрачено» и далее по тексту. Но это, скорее всего, не соответствует действительности. Видимо, если бы не было скандала – не было бы «Золотой маски». Записные борцы за нравственность мощно распиарили спектакль, а теперь к ним присоединился депутат Железняк.

Предложение думца не только безграмотно, но и – выражаясь юридически – избыточно. Нет никакой необходимости принимать еще один законодательный акт по борьбе с педофилией. Сфера эта уже переполнена письменными предписаниями. У правоохранительных органов имеются все необходимые рычаги и инструменты для того, чтобы искоренять педофилию отовсюду.

Не совсем понятно, зачем депутатам Госдумы дополнять, а то и подменять работу компетентных органов. Создается впечатление, что им тесно в обычной законодательной сфере, и они пытаются регламентировать всё на свете, вплоть до театрального репертуара.

Выступать при этом в роли защитников морали и нравственности – ход почти беспроигрышный. Вроде бы невозможно возразить. Оппоненты сразу же прослывут аморальными и безнравственными. Однако лицензия на непорочность и непогрешимость вовсе не прилагается автоматически к депутатскому мандату, иммунитету и статусу.

 

Николай Троицкий