Экономический кризис ударил по карману не только пользователей сотовой связи, но и самих операторов. Им приходится одновременно думать о том, как остаться на плаву и о том, как удержать абонентов от бегства к конкурентам. Проблемы у всех одинаковые, и меры борьбы с ними мало чем отличаются друг от друга. Компенсировать растущие доходы за счет повышения стоимости услуг международной и междугородней связи сотовые операторы уже не успевают. Эксперты уверены, следующим "антикризисным" шагом станет рост тарифов в домашнем регионе. 

 

Первая ласточка

Открыто менять ценники и шокировать клиентов операторы не решаются: велик риск их ухода к конкурентам, а такой роскоши предприниматели пока себе позволить не могут. На строительство 3G и 4G "Большая тройка" потратила слишком большие средства, и теперь, чтобы нарастить абонентскую базу, предлагает тарифы по минимальным ценам. К тому же появились серьезные конкуренты в лице совместного предприятия Тele2 и «Ростелекома» с очень агрессивной стратегией экспансии. Ну и свою роль сыграла возможность сохранять номер при переходе к другому операторы. 

Но и оставлять цены на прежнем уровне операторы уже не могут себе позволить. Первым о подорожании объявил "Мегафон". В Европе стоимость входящих и исходящих звонков для абонентов оператора выросла за минуту на 20 рублей (с 29 до 49). В остальных странах и того выше: минута общения теперь стоит 129 рублей. Повышение цен не обошло и мобильный интернет вне домашнего региона: стоимость 100 килобайт выросла на 70%.

Вслед за "Мегафоном" подключился и Теле2. Внутрисетевые исходящие и входящие звонки в роуминге по России с 1,5 рублей за минуту увеличились до 2 рублей. Подорожали и звонки в зарубежном роуминге (СНГ, Европа и Балтия): с 9,45 до 15 рублей за минуту.

Эстафету перенял МТС, повысив цены на мобильный интернет внутри сети в некоторых тарифах до 50 рублей в сутки, а на интернет-опции — до 350 рублей в месяц (на 100 рублей). Однако это повышение затронет только архивные тарифы и опции, которыми пользуются 0,007 процента абонентов, уверяет оператор.

"Вымпелком" (бренд «Билайн») с 26 февраля повысил цены на разговоры и смс-сообщения по межгороду и за границу. При этом пресс-секретарь «Билайн» Анна Айбашева подчеркнула, что цены на роуминг в 2015 году компания не меняла, и они держатся на уровне прошлого года

Все сотовые компании объясняют повышение цен падением курса рубля и сложной экономической ситуацией в стране. "Мы очень точечно оптимизируем нашу тарифную линейку в связи с необходимостью компенсации растущих затрат на международные и междугородние соединения", —рассказала Ленте.ру  пресс-секретарь "Билайн" Анна Айбашева.

"Российские сотовики платят за роуминг зарубежным операторам, в сетях которых находятся абоненты, а эти платежи установлены в долларах либо евро", — поясняет Константин Анкилов, управляющий партнер «ТМТ Консалтинг». В МТС отметили, что компания вынуждена отдавать зарубежным операторам около 70 процентов от цены за сервисы связи в роуминге.

 

На общении не экономят

Дальнейший рост абонентской платы неизбежен. По мнению Алексея Чукарина, руководителя аналитического подразделения департамента информационных технологий города Москвы, сначала под удар попадут абоненты пакетных услуг: сумму в рамках своего тарифа они будут платить ту же, однако само наполнение этого тарифа будет сокращаться. Например, если тариф предусматривал 1 гигабайт мобильного интернета, абонент за ту же цену будет получать уже меньший объем. Второй шаг - постепенное сокращение самых бюджетных тарифов, промоакций и спецпредложений. И так незаметно "средний чек" на услуги сотовых операторов в Москве по итогам 2015 года вырастет на 10-12%. 

Но вряд ли это скажется на привычке абонентов разговаривать по телефону или писать смс. В Москве около 60 процентов абонентов имеют смартфоны, которые в фоновом режиме используют мобильный интернет, поэтому интернет-трафик снижаться не будет. «А попытки сократить время разговора по телефону или количество смс-сообщений на общей картине никак не скажутся», — добавляет Алексей Чукарин. Хотя, возможно, некоторые абоненты и будут отказываться в целях экономии от уведомлений, подписок на новости и так далее. 

Тем не менее, операторы уверены, что экономический кризис не приведет к экономии россиян на мобильной связи. В России одни из самых низких цен на связь в мире, и сотовая связь давно стала неотъемлемой частью «продуктовой корзины» россиянина.

В конце прошлого года компания Synovate Comcon провела мониторинг покупательского поведения. Всего 23% опрошенных посчитали, что экономия на сотовой связи принесет какие-либо плоды в их бюджетную корзину. А вот о намерении снизить  расходы на питание вне дома и путешествиях сообщили 63% респондентов.

"Ежемесячно россияне тратят на связь порядка 300 рублей, а доля расходов на эти цели в общем объеме расходов домохозяйств не превышает один процент. Поэтому мы не прогнозируем снижение трат абонентов, в кризис люди начинают экономить на крупных статьях расходов", - подводит итог исполнительный директор по развитию бизнеса на массовом рынке компании «Мегафон» Михаил Дубин.

Стоит напомнить, что в кризис 2009 года ситуация на рынке сотовой связи была идентичной. Операторы поднимали цены, но в рамках допустимого, опасаясь оттока клиентов. 

 Марина Староверкина