Миллиардер Сулейман Керимов пока не прикрыл, но сильно урезал расходы на свой амбициозный проект, который называется футбольный клуб «Анжи».
Официально это подается в спортивной прессе таким образом:
«Обдумывая будущее дагестанской команды в течение нескольких дней, бизнесмен пришел к выводу, что не стоит в дальнейшем тратить свои нервы и здоровье. Керимов решил изменить вектор развития клуба, который будет ориентирован не на звезд. Уже сегодня официально будет представлен в качестве главного тренера команды Гаджи Гаджиев, который заменит голландца Рене Меленстена».
Вышеозначенный голландец пока никаких лавров не стяжал, потому что до недавней поры был всего лишь помощником двух великих футбольных тренеров: сначала сэра Алекса Фергюсона в Англии, потом Гуса Хиддинка в том же «Анжи». Но ушел по собственному желанию незадолго до кризиса и обвала в финансировании команды.
Приходящий ему на смену Гаджи Гаджиев, крепкий, добротный отечественный специалист, работавший в клубе в ту пору, когда он был скромным середнячком из Махачкалы. Теперь он возвращается, так как сам клуб возвращается в свое прежнее полудеревенское состояние.
По словам председателя совета директоров «Анжи» Константина Ремчукова, бюджет клуба будет держаться на уровне 50-70 миллионов долларов в год. Казалось бы, не так мало. Но до сих пор он составлял 180 миллионов. Не надо быть математиком, чтобы понять, что бюджет уменьшается в три раза.
Это очень много. Понятно, что оставшихся денег не хватит на многочисленных звезд, которых Керимов скупал по всему миру. Причем, брал всех, хоть иностранных, хоть родных, российских. Например, за пару месяцев до краха «Анжи» приобрел двух игроков сборной России – Игоря Денисова и Александра Кокорина.
Теперь обоих приходится продавать. А вместе с ними – Юрия Жиркова, приобретенного два года под возмущенный свист спортивной общественности. Игроку, прежде всего, не могли простить того, что он «погнался за длинным рублем». Но имели место и элементы ксенофобии.
Среди футбольных фанатов сильны националистические настроения, и они негативно относятся к командам с Северного Кавказа. Правда, «Анжи» только формально числится махачкалинским клубом. В реальности футболисты живут в Москве и ближнем Подмосковье и тренируются на полях в городе Раменское, а в Дагестан и обратно летают (видимо, летали?) перед и после матчей в личном самолете Керимова.
Впрочем, свой суровый норов регулярно демонстрируют болельщики «Анжи», то и дело забрасывающие камнями автобусы с болельщиками гостевых команд. Велика вероятность, что теперь они будут устраивать эту «интифаду» еще чаще, так как клуб, расставшийся со звездами, будет намного чаще проигрывать на своем поле.
Тем более, что в последнее время, еще до того, как начались финансовые проблемы, в «Анжи» накопились проблемы психологические. После прихода туда этим летом игроков российской сборной команда резко раскололась на два лагеря – россиян и знатных иностранцев, которых возглавил знаменитый камерунец, капитан команды Сэмюэл Это`о.
Наш соотечественник и капитан сборной Игорь Денисов «посмел» указать африканской звезде, что она, дескать, не слишком интенсивно тренируется и слишком много капризничает. Дискуссия завершилась взаимными оскорблениями и дракой.
Теперь клуб расстается с Денисовым, и конфликт, казалось бы, исчерпан. Однако, скорее всего, придется Керимову расстаться и с Это`о, получающего одну из самых больших зарплат в нашем футболе. Миллиардер может и не потянуть такую сумму.
Главные же выводы, которые можно сделать из краха клуба «Анжи», предельно банальны и просты. Прежде всего, только на фундаменте из больших и очень больших денег нереально построить боеспособную команду. Более того, очень большие деньги не ведут к оздоровлению климата и атмосферы в коллективе, а ровно наоборот.
Наконец, клубы подобного типа неизбежно становятся своего рода игрушками их хозяев, олигархов и миллиардеров. И когда у богатеньких собственников возникают финансовые проблемы, они, прежде всего, расстаются именно с игрушками, относящимися к «непрофильному» бизнесу.

Николай Троицкий