Анатолий Чубайс предлагает разделить «Роснано» на две компании. Одна будет управлять активами, другая ими владеть. Управляющую компанию полностью продадут.  Эксперты считают проект сомнительным. Говорят: Чубайс обеспокоен своей репутацией.

До разделения компаний в 2014 г., 10% акций «Роснано» должны быть приватизированы уже в этом году. Как только объем продаж от реализации новинок, изобретенных и внедренных с помощью корпорации, превысит сумму в 300 млрд рублей, начнется поэтапная продажа  управляющей компании. Это по мысли Анатолия Борисовича должно произойти в период с 2015 по 2020 годы. В конце этого пути объем продаж наноиндустрии должен составить целых 500 млрд рублей.

«Смотря как считать. Если думать, что крем, которым я чищу ботинки,  содержит наночастицы, то, наверное, возможно достижение таких параметров» – иронизирует Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации.

В прошлом году «Роснано» выручила от внедрения нанопродукции только 23,5 млрд рублей. Как будет обеспечен такой гигантский рост в таком деликатном деле как инновации? Франсуа Миттерану приписывают афоризм: «Есть три способа банкротства.  Быстрый – казино. Приятный – женщины.  Самый надежный – введение новшеств». Или, скажем мы теперь, инноваций, к которым, безусловно, принадлежит нанопродукция.

«У меня большие сомнения по поводу привлекательности «Роснано» для возможных инвесторов, говорит заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин, – из ста изобретателей,  условно говоря, только один  оказывается на рынке. И тогда его имя Билл Гейтс». Экономист настаивает: ключевая проблема экономики не в создании тех или иных  новшеств, а в отсутствии внутреннего спроса на эти инновации. Продажей акций корпорации её не решить. Приватизация – только лишь инструмент, а не цель.

Причем для предпринимателя – новшества лишь один из инструментов в конкурентной борьбе. А так как он сейчас вынужден ходить по кабинетам чиновников, чтобы выжить, то зачем ему сейчас инновации? Так продолжает размышлять Дмитрий Сорокин.

Эту позицию разделяет Нобелевский лауреат Жорес Алферов, об этом же говорят и первые лица государства. Более, того это принципиальное положение записано в Стратегии инновационного развития до 2020 года.

Поэтому, считают аналитики, с которыми мы беседовали, простите за каламбур, «новая инновация» Анатолия Чубайса  появилась после проверок  Счетной палаты, недовольства Владимира Путина министрами по работе над майскими указами и отставкой Владислава Суркова. Михаил Делягин утверждает: «Это связано с грандиозными скандалами, со списанием убытков. Репутация Чубайса вновь ухудшилась, как это всегда бывает, когда о нем начинают вспоминать. Потребовались действия,  чтобы представить «Роснано» как высокоэффективную компанию. А что может быть более надежной гарантией эффективности, чем  вложения частных иностранных инвесторов?»

Григорий Шугаев