Владимир Путин выберет один из вариантов экономии бюджетных расходов - оба сценария разработал Минфин. Первый предполагает секвестр на сумму в почти 770 млрд руб., по второму расходы предлагается урезать на более чем 1 трлн.
Проблема в том, что министерство финансов в 2016 году не имеет возможности оплатить расходами федерального бюджета целый ряд президентских поручений. Десятки задач и резолюций президента требуют 893 млрд руб. в 2016 году и чуть большие суммы — в 2017-2018 годах. А ведомство, по сообщениям СМИ, с "трудом насобирало" 65,9 млрд руб. на подобные нужды.
Кризис-2016
Индекс социальных настроений относительно ситуации в стране с мая по август этого года потерял 12 пунктов (с 73 до 61 п.), снизившись до минимума в этом году, сообщает результаты своего исследования ВЦИОМ. Согласно последним данным, 11% опрошенных считают, что в государстве «все хорошо», 67% — «все нормально», 14% — «все плохо». Индекс социальных ожиданий продолжает демонстрировать отрицательную динамику. С июля по август — минус 8 пунктов (с –39 до –47 п.) - таким образом, показатель упал до минимума за пять месяцев.
Новости о "финансовых трудностях" министерства финансов оптимизма едва ли добавят.
Предполагается, что новые бюджетные проектировки в рамках подготовки бюджета на 2016-2018 годов будут сегодня предварительно обсуждены на бюджетном совещании у президента в Ново-Огарево. Базовым вопросом совещания будет стратегия расходования двух суверенных фондов — Резервного фонда и Фонда национального благосостояния — в рамках де-факто однолетнего бюджета и связанные с ним вопросы.
Как отмечают эксперты, поручения президента Владимира Путина, равно как и премьер-министра Дмитрия Медведева не добавляют стабильности бюджетному процессу. Глава государства почти еженедельно накладывает резолюции на обращения представителей разных ветвей власти в служебной переписке, дает прямые поручения, в том числе Минфину. Кроме того, указы президента являются обязательными к исполнению.
Список расходов
Минфин, как пишет издание "Коммерсантъ", приводит в порядке справки список указов, поручений и распоряжений Владимира Путина, на которые деньги в бюджетных ассигнованиях на 2016-2018 годы все же были учтены. Это на порядок меньшие суммы: 65,9 млрд руб. на 2016 год, 60 млрд руб. на 2017 год и 55,4 млрд руб.— на 2018 год в 12 учтенных пунктах. Самые дорогостоящие учтенные поручения — 37,1 млрд руб. в 2016 году на срочное решение проблем с пригородными электричками, 12 млрд руб. на госдотации автосборки во Владивостоке и 4,2 млрд руб. на подготовку проведения в 2019 году Универсиады в Красноярске.
В числе учтенных поручений — дотации археологическому заповеднику "Херсонес Таврический", создание "духовно-просветительских центров" и субсидия в 150 млн руб. на проведение Дней духовной культуры. Последние попросили провести у президента министр культуры Владимир Мединский, министр иностранных дел Сергей Лавров и патриарх Кирилл.
Большая часть "неучтенных" резолюций — схожего свойства. К примеру, нет 6 млрд руб. на выставочный комплекс "Красная площадь, д. 5" для Музеев Кремля, обещанных резолюцией в июне 2012 года, нет денег на проведение "Года кино" (2,4 млрд руб.), не хватает дополнительно 1,8 млрд руб. на перевозки высших должностных лиц, в том числе авиатранспортировку председателя Верховного суда РФ (и это не считая долга "Аэрофлоту" за такие перевозки в 125 млн руб.). Источники финансирования на создание препаратов на основе мускуса кабарги (240 млн руб.) отсутствуют так же, как и на создание реакторного комплекса ПИК (1 млрд руб.).
На практике суммы, выделяемые по резолюциям Владимира Путина, в год приближаются к 1 трлн руб. Теперь же президенту предстоит сделать почти символический акт - выбрать, по какому экономическому пути Россия пойдет в ближайшее будущее. В условиях 2007-2013 годов резолюция президента трактовалась Минфином как прямое поручение осуществить федеральные расходы, но сегодня Владимиру Путину предлагается сказать, сохраняются ли правила игры при $50 за баррель и ниже. Если резолюция "Согласен" по-прежнему значит то же самое, что год назад, президенту предстоит определить, какие бюджетные расходы сокращаются взамен, поскольку старая модель, по которой ранее работало ведомство Антона Силуанова, начинает пробуксовывать.
Ника Бажанова