Взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел в ходе проведения проектных испытаний одной из систем обеспечения безопасности в 01 часов 23 минуты 40 секунд по московскому времени.

В результате взрыва была полностью разрушена активная зона и вся верхняя часть здания реактора, сильно пострадали и другие сооружения. Были уничтожены барьеры и системы безопасности, защищавшие окружающую среду от радионуклидов, наработанных в облученном топливе.

 

Жертвы: люди и территории

 

В результате аварии радиоактивному загрязнению подверглись территории 17 стран Европы общей площадью 207,5 тысячи квадратных километров.

Выброс продуктов деления ядерного топлива из поврежденного реактора на уровне миллионов кюри в сутки продолжался в течение 10 дней с 26 апреля по 6 мая 1986 года, после чего резко упал (в тысячи раз) и в дальнейшем продолжал уменьшаться.

В результате аварии радиоактивному загрязнению подверглись территории 17 стран Европы общей площадью 207,5 тысячи квадратных километров, из них около 60 тысяч квадратных километров территорий находится за пределами бывшего СССР. Существенно загрязненными оказались территории Украины (37,63 тысяч квадратных километров), Белоруссии (43,5 тысяч квадратных километров) и европейской части России (59,3 тысяч квадратных километров).

В России радиационному загрязнению подверглись 14 регионов, на которых проживало около трех миллионов человек. Радиоактивность, которую принесли с собой загрязненные облака из Чернобыля, была зафиксирована не только в северной и южной частях Европы, но и в Канаде, Японии и Соединенных Штатах. Незагрязненным осталось только лишь южное полушарие Земли.

Авария на ЧАЭС так или иначе затронула жизнь миллионов людей. Большая часть населения северного полушария в результате чернобыльской аварии подверглась воздействию радиации в разной степени. Люди, проживающие за пределами территории бывшего Советского Союза, получили относительно небольшие дозы, причем совершенно неравномерно по странам, в основном, в зависимости от того, имели место дожди при прохождении радиоактивного следа.

Авария на ЧАЭС так или иначе затронула жизнь миллионов людей.

В группу риска попали персонал ЧАЭС, участники ликвидации последствий аварии, эвакуированные люди и население пораженных территорий. Почти 8,4 миллиона человек в Белоруссии, России, Украине подверглись воздействию радиации, сотни тысяч из них были эвакуированы с загрязненных территорий.

Непосредственно во время аварии острому радиационному воздействию подверглось свыше 300 человек из персонала АЭС и пожарных. Из них 237 был поставлен первичный диагноз "острая лучевая болезнь" (ОЛБ), в дальнейшем этот диагноз был подтвержден у 134 человек. 28 человек умерли от ОЛБ в первые месяцы после аварии.

Еще три человека погибли в момент взрыва на четвертом энергоблоке (один человек погиб в момент взрыва под обломками, другой скончался через несколько часов от полученных травм и ожогов, а третий из них умер от сердечной недостаточности).

 

Ликвидаторы

 

После аварии, к работам по ликвидации ее последствий были привлечены 600 тысяч граждан СССР (по некоторым оценкам до 800 тысяч человек, включая большое количество военных), в том числе — 200 тысяч из России. Они непосредственно участвовали в создании "Укрытия" над разрушенным четвертым блоком, в дезактивации площадки ЧАЭС и других блоков, в работах в чернобыльской зоне отчуждения и временного отселения, в строительстве города Славутич и т.п.

После аварии, к работам по ликвидации ее последствий были привлечены 600 тысяч граждан СССР.

Самая большая группа ликвидаторов участвовала в операциях по очистке территории в течение различных по продолжительности периодов времени после аварии. Хотя работали они уже не в аварийной обстановке, проходили контроль, а получаемые ими дозы постоянно учитывались, они, тем не менее, получили значительные дозы облучения.

Участники ликвидации последствий аварии, рискуя жизнью и здоровьем, выполнили свой долг и предотвратили распространение губительных радиоактивных выбросов.

Отдавая дань памяти погибшим, главы государств-участниц Содружества Независимых Государств на саммите в июне 2001 года приняли решение обратиться к государствам — членам Организации Объединенных Наций (ООН) об объявлении 26 апреля Международным днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф.

 

День памяти жертв

 

17 декабря 2003 года Генеральная ассамблея ООН поддержала решение Совета глав государств СНГ о провозглашении 26 апреля Международным днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф.

17 декабря 2003 года Генеральная ассамблея ООН поддержала решение Совета глав государств СНГ о провозглашении 26 апреля Международным днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф, а также призвала все государства-члены ООН отмечать этот Международный день и проводить в его рамках соответствующие мероприятия.

В России в память о всех гражданах страны, погибших в радиационных авариях и катастрофах, в 1993 году постановлением Президиума Верховного Совета РФ был установлен День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, который отмечался 26 апреля.

Согласно подписанному президентом РФ Дмитрием Медведевым Федеральному закону от 1 апреля 2012 года, название было изменено на "День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф". Внесенные изменения позволили увековечить память погибших и отдать почести живущим участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.

 

Новая культура безопасности

 

Изучение причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС привело к возникновению новой культуры безопасности в области мирного атома, созданию современных технологий, позволяющих обеспечить безопасную эксплуатацию объектов атомной энергетики, отмечают ведущие российские специалисты в этой области.

Безопасное развитие мирного атома стало темой прошедшего в Москве заседания Ядерного общества России. На нем в канун 30-летия чернобыльской аварии собрались ведущие российские специалисты по атомной энергетике, в том числе те, кто руководил работами по ликвидации последствий аварии непосредственно на станции, и кто затем создавал научно-технологическую базу для обеспечения безопасности новых АЭС.

Речь шла о выводах не только из чернобыльской трагедии, но и из аварии на японской АЭС "Фукусима-1", произошедшей в 2011 году.

Безопасное развитие мирного атома стало темой прошедшего в Москве заседания Ядерного общества России.

"Один из главных выводов заключается в том, что атомная энергетика после Чернобыля и Фукусимы, несмотря на эти тяжелые удары, выжила и снова развивается", — сказал почетный президент "Курчатовского института" академик Евгений Велихов. В 1986 году он с первых дней работал на месте аварии, входил в штаб по ликвидации ее последствий.

"Будущего у нашей цивилизации без этого источника энергии нет. Конечно, можно спорить о путях развития атомной энергетики, но она неизбежна", — подчеркнул ученый.

Выступавшие на заседании специалисты отметили, что главный урок Чернобыля и Фукусимы, важнейшее условие сохранения и развития атомной энергетики – это осознание приоритета безопасности и ответственности за нее, когда понятие "культура безопасности" становится фундаментальным управленческим принципом.

Но реализация концепции безопасности возможна при глубоком понимании потенциально опасных процессов, происходящих в ядерных реакторах, и о том, как ими можно управлять. Необходимость такого знания — еще один урок произошедших аварий, отметил советник генерального директора госкорпорации "Росатом" Владимир Асмолов.

В 1986 году он был научным руководителем проекта "Укрытие" (зачастую неофициально называемого саркофагом) – сооружения, закрывшего аварийный чернобыльский энергоблок. Проект был задуман и реализован в рекордно короткие сроки, в течение полугода после аварии.

Реализация концепции безопасности возможна при глубоком понимании потенциально опасных процессов, происходящих в ядерных реакторах.

Асмолов отметил, что после Чернобыля в Советском Союзе, а затем в России в результате многочисленных экспериментальных и расчетных работ в сотрудничестве с зарубежными атомщиками была создана уникальная база научных данных, необходимых для повышения безопасности атомной энергетики. "Сейчас возможно обосновывать безопасность новых проектов в атомной энергетике. Но каждую новую разработку надо "протащить" через фильеру глубокоэшелонированной защиты", — сказал Асмолов.

Он пояснил, что для обоснования безопасности работы нового реактора надо доказать, что гипотетическую аварию можно локализовать на каком-либо из ее этапов, и что выброс радиоактивности за пределы энергоблока можно будет остановить, таким образом, не будет воздействия на население вблизи АЭС. "Преодолев постфукусимский синдром, мы теперь можем смотреть, как развиваться дальше", — добавил Асмолов.

 

Эффективность российской атомной энергетики

 

Распространение современного российского опыта безопасности АЭС будет лучшей памятью о событиях 1986-го года.

Асмолов отметил возросший уровень эффективности российской атомной энергетики при безусловном приоритете ее безопасности. Он привел международные данные по внеплановым остановкам атомных энергоблоков из-за срабатывания автоматической защиты. На АЭС в России эта доля на протяжении нескольких последних лет находится на уровне существенно ниже среднего общемирового.

"Это самый эффективный показатель безопасной эксплуатации российских АЭС", — сказал Асмолов.

Заместитель руководителя Ростехнадзора Алексей Ферапонтов отметил, что Россия уже выходит на международные рынки строительства АЭС с новыми реакторами поколения "3+", обладающими улучшенными характеристиками по безопасности и эффективности.

"В тех новых странах, куда мы идем с нашими атомными технологиями, мы должны обучить людей основам культуры безопасности атомной энергетики", — сказал Ферапонтов. По его словам, распространение современного российского опыта безопасности АЭС будет лучшей памятью о событиях 1986-го года.

Алексей Петров