Российская авиакомпании «МиГ» работает над созданием нового легкого истребителя пятого поколения. При его создании будут использованы самые современные технологии, которые появились еще при разработке перспективного самолета МиГ-35. Где и как создаются истребители нового поколения?

МиГ - 35

 

В основу МиГ-35 были заложены расчеты и идеи, созданные при проектировании еще советского истребителя пятого поколения. Среди специалистов он больше известен, как проект МиГ 1.44 МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель). На данный момент подробности наработок компания держит в строжайшем секрете.

Первые упоминания о проекте «МиГ 1.44» появились еще в 1979 году. Самолет проектировался в противовес американскому F-22 Raptor, в нем предполагалось использовать множество технологий, предназначенных для снижения радиозаметности.

В 2000-м году прототип новейшего истребителя пятого поколения был создан и даже два раза совершал полеты. Однако проект не заинтересовал тогдашнее руководство Минобороны России, а у предприятия не хватило средств для завершения работы. И разработка истребителей пятого поколения в «МиГ» была заморожена.

Что касается МиГ-35, то в ближайшие месяцы проект будет представлен Министерству обороны.

«Мы действительно ждем такого контракта. Мы все документы подготовили в соответствии с новыми правилами заключения государственных контрактов. Они сегодня рассматриваются Минобороны. Я надеюсь, что к концу этого года или в первом квартале следующего, этот контракт будет заключен», - сказал Сергей Коротков генеральный директор авиакомпании «МиГ АВИА».

Широкой публике самолеты МиГ-35 будут продемонстрированы на Международном авиационно-космическом салоне, который откроется 25 августа в Жуковском.

Кстати, параллельно с авиакомпаний «МиГ» свою разработку истребителя пятого поколения ведет ОКБ «Сухой». Первый полет Т-50 совершил пять лет назад.  На сегодняшний день существует не менее семи прототипов этого самолета. Планируется, что серийное производство его начнется уже в следующем году.

 

Традиционные партнеры

 

В нынешнем году российская самолетостроительная корпорация "МиГ" планирует выпустить 32 самолета: для российского ВМФ и на нужды иностранных заказчиков. Традиционный партнер – Индия. Так в этом году в это страну отправятся восемь палубных истребителей МиГ-29 КУБ.

Кроме того, на предприятии ведется работа по созданию новейшего комплекса дальнего перехвата, а также беспилотного летательного аппарата массой пять тонн. 

«Предприятие представляет полный жизненный цикл самолета - от разработки, производства, испытаний, продажи и послепродажного обслуживания, - и очень важной частью является разработка новых самолетов. Если мы сегодня этого не сделаем, тогда рано или поздно превратимся в серийное предприятие по производству авиационной техники. У нас много проектов, в том числе и беспилотные, есть также и пилотируемые комплексы», - сказал Сергей Коротков.

 

Новейшие технологии

 

На сегодняшний момент производства авиакомпании МиГ развиваются колоссальными темпами. Если раньше в цехах работы в основном выполнялись вручную, то теперь процесс практически полностью автоматизирован.

Так к следующему июлю на территории завода будет запущен новый корпус с 14 технологическими линиями. Как отмечают инженеры, его главный плюс – компактность. Этого удалось добиться за счет того, что все инженерное оборудование (очистные сооружения, вентиляционные установки) опустилось на технологический этаж. Поэтому на крыше вы не встретите привычных отсосов или фильтров.

Здесь будет осуществляться антикоррозиционная защита металлов, а также подготовка деталей под сварку.

«Помимо стандартных технологий, мы развиваем три новых направления: серебрение, анодировка титана и электро-химическое травление. Раньше таких технологий и процессов на производстве не было. Тем самым мы сократим цикл и улучшим свойства материалов, металлов, компонентов для самолета. Это дорогостоящие технологии. Применяются цветные металлы», - рассказал заместитель главного инженера Игорь Кученов.

Согласно штатному расписанию трудиться здесь будут около 30 основных работников. Линии практически полностью будут работать в автоматическом режиме – и постоянное присутствие персонала не требуется.

 

Курс на импортозамещение

 

В основном на производстве используется отечественное оборудование, но не везде. К примеру, российского аналога автоклавы «Шольц» немецкого производства пока нет. Машина под действием температуры и давления выполняет процесс поляризации деталей. Практически каждая деталь идет с индивидуальным режимом, поэтому в цехе для бесперебойной работы находится 4 автоклавы. При определенных температуре и давлении детали выдерживаются там несколько часов. Далее они отправляются на доработку.

И все-таки в настоящее время идет ориентировка на отечественное производство.

«Чисто технологический процесс изготовления одного станка занимает порядка 8 месяцев, а то и весь год: это и отливка стамин, супортов и последующая их обработка. А до этого еще нужно изготовить оснастку, на которой это все изготавливается. Даже здесь каждая деталь композитная лежит на своей оснастке. То же самое и по станкам», - сказал Владимир Жучков, первый заместитель директора производственной площадки № 1

Таким образом на данный момент невозможно полностью отказаться от импортного оборудования. Чтоб повсеместно внедрить отечественную технику понадобится не менее трех лет. 

 Марина Староверкина