Ничем не оправданная массовая казнь 21 египтянина-копта 15 февраля в Ливии боевиками-исламистами стало своеобразным Фото retina.news.mail.ru«Рубиконом» для ИГИЛ и тех, кто противостоит так называемому «исламскому государству». Первые в своей жестокости затмили средневековье и столь варварским методом подтвердили свою решимость создать новый «халифат». Для их же противников стало ясно, что мировое сообщество стоит перед реальной угрозой глобального терроризма со всеми вытекающими последствиями.

Египетское правительство приняло беспрецедентные меры и предупредило своих граждан о необходимости в течение 48 часов покинуть Ливию. После этого жизнь и неприкосновенность оставшихся не гарантируется. Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси принял решение о нанесении авиаударов по позициям исламистов в Ливии. Ранее, 31 января, казнь иорданского пленного летчика аль-Касасбеха, который был сожжен заживо, стала причиной активизации действий иорданской авиации.

Что происходит?

Вопрос, казалось бы, не уместен. Понятно, что так называемое «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) демонстрирует решимость своих намерений в построении «халифата» и Вениамин Попов. Фото Е. Пряничниковараспространении своего влияния по всему миру. Такие действия исламистов уже не новы. Но последние случаи говорят о том, что противостояние между ИГИЛ и остальным миром перешло в новую фазу на качественно новый уровень. И здесь уже напрямую стоит вопрос – кто кого.

Столь жестокий вызов для всего мира говорит о том, что сегодня ИГИЛ чувствует свою силу и уверено в достижении поставленных целей. И если мировое сообщество в ближайшее время не примет самых кардинальных мер последствия будут плачевны – регион Ближнего Востока может стать источником новой масштабной войны.

По мнению Вениамина Попова, директора Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО, при наличии возможности совместных действий, «ситуация сегодня только обостряется», а позиции исламистов «в Ираке и Сирии только усиливаются». Особую опасность он видит в том, что «это действительно упертые люди», которые неуклонно идут к поставленной цели – созданию халифата.

Как подтверждение он отметил, что в конце 2014 года были созданы специальные советы по трем направлениям - Алжиру, Синаю и Ливии. Последняя массовая «казнь» египтян является следствием реализации этих планов и доказательством уверенности в себе.

Возможные последствия

Последствия в любом случае будут не радостные. Сегодня в рядах международной коалиции, которая намерена вести борьбу противФото img-fotki.yandex.ru ИГИЛ, насчитывается около 60 государств. Совбез ООН 12 февраля принял российскую резолюцию о перекрытии  каналов финансирования ИГИЛ. Наносятся удары с воздуха по позициям ИГИЛ. Но одновременно гибнут и мирные люди, причем в значительных количествах.

Можно констатировать, что заметных успехов в борьбе с игиловцами нет. Без проведения наземных операций достичь успеха в борьбе с исламистами, которые используют партизанские методы войны, невозможно. Без привлечения Ирана и Сирии, которые обладают реальной наземной силой, успех вряд ли возможен. Но США требуют закрытия ядерной программы Ирана и свержения правительства Асада, выступают против привлечения этих стран к борьбе с ИГИЛ.

Односторонняя акция Египта всколыхнула арабский Восток. Ливия и Египет имеют 1150 км общей и ничем не прикрытой границы. В Ливии постоянно живет около миллиона египтян. Ранее Египет всячески уклонялся от участия в «коалиции» против ИГИЛ. Сегодня впервые за многие годы Египет открыто объявил об участии в боевых действиях за пределами своей страны. Однако египетская община в Ливии охвачена страхом и неуверенностью, опасается ответных репрессий со стороны джихадистских групп.

Военное вмешательство Египта создает совершенно новую политическую ситуацию вокруг Ливии. Односторонняя египетская акция вызвала большую озабоченность в Алжире, который на протяжении десятилетий ведут войну с группировками, подобными ИГИЛ. Станислав Иванов. Фото Е. ПряничниковаАлжир рассчитывал на согласованные действия на территории Ливии и с опасением относится к ситуации, когда каждое государство действует на свой страх и риск, без учета мнения соседей.

С другой стороны, бомбардировки Ливии могут рассматриваться и как предупреждение Эфиопии, демонстрация возможностей Египта в вопросе о соглашении между странами по условиям строительства эфиопами плотины в верховьях Нила.

Кроме того, эти действия могут рассматриваться и как надежда Египта на создание еще одной коалиции с участием Франции, Италии, ОАЭ, Кувейта и Саудовской Аравии. После зверской казни 21 египтянина Италия уже высказала свое положительное отношение к участию в такой коалиции при соответствующем решении ООН. Кроме того, Египет рассчитывает и на поддержку России, президент которой несколько дней назад был с визитом в этой стране.

Как отметил Станислав Иванов, научный сотрудник Центра международной безопасности РАН, необходимо настоящее единство всех антиигиловских сил. Действия, подобные США, успеха не имеют. Иванов отметил, что сегодня Россия выступает за расширение числа участников и географии этой борьбы против ИГИЛ. Эта группировка сегодня становится транснациональной и бороться с ней можно только «всем миром».

Взращенная США для борьбы с правительством Башара Асада исламистская группировка ИГИЛ сегодня «послала» своих спонсоров и ведет свою политику. Сегодня она является мощным авангардом международного терроризма и, несомненно, добьется своих целей, если не получит достойного отпора со стороны международного сообщества. США, пытаясь играть и здесь «ведущую» роль, сегодня неспособны стать объединяющим центром. Они должны согласиться с более разумными предложениями других стран ради победы над международным экстремизмом и терроризмом.

 

Анатолий Соколов