Необходимость наращивания усилий по сдерживанию Москвы генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг ни чуть не смущаясь, объяснил тем, что граница России вплотную приблизилась к границам стран НАТО. Имея ввиду, видимо то, что это не альянс расширялся за счет приема новых государств до границ России, а именно Москва «захватывала» новые территории. Совершенно не учитывая, что в государственном перевороте на Украине, разжигание гражданской войны на Юго-востоке страны. И как следствие этого вхождение Крыма в состав России в результате общенародного референдума. Стало следствием проводимой Западом политики. Для Йенса Столтенберга все это незначительно так, как обеспечивает главное - впервые со времен окончания «холодной войны» у НАТО появился реальный противник, тем самым обеспечив смысл существования самой организации. Точнее, источник, оправдывающий получаемые чиновниками Североатлантического альянса зарплаты.   

География силы

 

В штаб квартире Североатлантического альянса не скрывают антироссийской направленности и проходящих сейчас учений блока в Прибалтике. Их масштаб, характер задействованного вооружения и техники прямо свидетельствует о том, что ни о какой «антитеррористической» или прочей деятельности речи идти не может - привлечение американских стратегических бомбардировщиков прямо указывает на то, что решаются глобальные задачи. Конечные цели, которых находятся на огромном от непосредственной границы Эстонии, Латвии и Литвы расстоянии. Накануне переброски B-25 на базу Farword в Великобритании Стратегическое командование ВС США сообщило, что три В-52 направлены в Соединенное Королевство для участия в серии учений, чтобы «продемонстрировать способность США проецировать свои гибкие возможности по нанесению дальних глобальных ударов».

Бомбардировщики примут участие в учение называемом - Saber Strike 2015, которое пройдет с 1 по 26 июня в трех странах Балтии и Польше. В них будет  задействовано около 6 тысяч военнослужащих, танки Abrams, бомбардировщики B-52, штурмовые самолеты A-10 из 13 стран-членов НАТО и стран-партнеров альянса. Объединенные маневры сухопутных и воздушных сил должны улучшить координацию в военных операциях.

Параллельно с этими маневрами 2 - 3 июня в Эстонии состоялись учения военно-воздушных сил альянса BRTE XX с участием британских и итальянских истребителей Eurofighter Typhoon, финских F-18, немецких Tornado. Тематика маневров - удары с воздуха по наземным объектам условного противника на центральном полигоне сил обороны Эстонии - менее чем в 200 км. от российской границы и в 350 км. от Санкт-Петербурга.

Группировка, в общем-то, небольшая, но каждая из этих машин способна нести свободнопадающие американские ядерные бомбы B-61. По разным источникам, как минимум от 150 до 400 единиц таких боеприпасов расположено на авиабазах США в Германии. Нахождение этих боеприпасов в Европе и особенно то, что в рамках НАТО существует комитет по ядерному планированию, в рамках которого в нарушение международных обязательств идет подготовка пилотов неядерных государств - членов альянса к применению ядерного оружия, не может не вызывать опасения.

На севере Европы, в Норвегии, Швеции и Финляндии 25 мая - 5 июня прошли не менее масштабные учения истребительной авиации Arctic Challenge Exercise 2015 с участием 4 тыс. военнослужащих и более 100 боевых самолетов из стран Европы и США. На 5 - 20 июня в Балтийском море и территории Польши состоятся учения Baltops с участием около 6 тыс. военнослужащих из 17 стран и еще несколько маневров НАТО с участием около 15 тысяч военнослужащих из 22 стран. И наконец, с 10 по 21 июля пройдут учения Noble Jump («Благородный прыжок») - первые для сил быстрого реагирования НАТО. Подразделения, которое в случае агрессии против Прибалтики первым должно встать на пути российских танковых колонн.

Смена приоритета

 

Постпред России при НАТО Александр Грушко прямо говорит о том, что «если посмотреть на совокупность военной активности, которая осуществляется НАТО, то мы видим, что происходят очень серьезные изменения военно-политической ситуации, прежде всего, на рубежах Российской Федерации, и это, естественно, потребует учета в нашем военном планировании с тем, чтобы надежно обеспечить законные интересы безопасности России». По его словам, речь идет об очень серьезных изменениях в военных построениях альянса и в военно-политической обстановке в Европе. «Это представляет большой риск для России, и речь идет о наиболее безопасном, с точки зрения прямых военных угроз, регионе. Прежде всего, я имею в виду регион Балтии», - считает Грушко. Он отметил, что из-за усилий НАТО «на сегодняшний день, к сожалению, складываются материальные предпосылки для того, чтобы этот регион стал регионом военного противостояния».

Не меньшую озабоченность демонстрирует и Минобороны России. По данным военного ведомства, напряженность вокруг российских границ в последнее время выросла на порядок. Главком ВВС генерал-полковник Владимир Бондарев сообщил, что в Прибалтике идет наращивание сил по воздушному прикрытию. Начиная с декабря 2014 года на литовскую военно-воздушную базу «Зокняй» были переброшены четыре португальских истребителя F-16, четыре канадских CF-18, на эстонскую «Эмари» прибыли четыре немецких Eurofighter, а в польский «Мальборк» – четыре нидерландских F-16.

С американской базы «Авиано» в Италии на польскую базу «Ласк» на регулярной основе (каждые три месяца) перебрасываются до 18 американских истребителей F-16 для  совместных тренировок с польскими ВВС. «С 2014 года значительно возросла интенсивность полетов разведывательной авиации США и стран НАТО над территорией прибалтийских стран, акваториями Балтийского и Баренцева морей, это количество составляет до 8–12 вылетов в неделю, - говорит Бондарев. - Так, в 2014 году выполнено более 140 полетов RC-135 по сравнению с 22 полетами в 2013 году. В интересах разведки деятельности Вооруженных сил в Калининградской области и Балтийской морской зоне постоянно задействованы самолеты-разведчики ВВС Швеции «Гольфстрим», ВВС Германии P-3C «Орион», ВВС Дании «Челленджер» и временно базирующиеся на авиабазе «Зокняй» в Литве «Орион» ВВС Португалии».

Над Центральной и Восточной Европой, как отмечают российские военные, начато постоянное боевое патрулирование самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией AWACS для отслеживания воздушной обстановки над западной частью Черного моря, Украиной и западом России. Это как входящие в общенатовский пул машины, так и те, что принадлежат Великобритании и Франции. Их базами стали аэродром «Эрлан» в Норвегии, «Актион» в Греции, «Конья» в Турции.

Рубеж обороны

 

Масштаб военной активности НАТО можно понять и по цифрам военных расходов блока. В 2013 году бюджет организации составил $ 1 трлн. (почти $ 600 млрд. из них приходятся на США), российский военный бюджет - $ 68 млрд. с запланированным ростом до 98 миллиардов к 2016 году. В новой военной доктрине России по сравнению с предыдущей - 2010 года - количество угроз национальной безопасности увеличилось с 11 до 14. И Североатлантический альянс назван главной угрозой безопасности.

 «Россия сосредотачивается», - как обозначил ситуацию Владимир Путин приведя в одном из своих выступлений слова из дипломатической депеши Александра Горчакова. Собственно для нас все так и есть: НАТО - наступает, мы отвечаем. Только в следующем году Минобороны получит 3,3 трлн. рублей. Сумма, которую планируется потратить, составит 4,2% от внутреннего валового продукта страны. Это в два раза больше, чем тратилось все последние годы.

В 2014 году в войска поступило более 4,5 тыс. новых образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе 142 самолета, 135 вертолетов. Из них 53 многоцелевых авиационных комплекса Су-30 и Су-35С, 16 Су-34, 28 транспортных и учебных самолетов различных марок, 18 модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, 135 вертолетов, в том числе 46 боевых и 72 десантно-транспортных. ВМФ получил четыре подводные лодки, 15 надводных кораблей и катеров. Сухопутные войска - 19 зенитно-ракетных комплексов, 590 танков и боевых машин пехоты. Поставлено два бригадных комплекта оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М», 294 модернизированных танка, 296 других боевых бронированных машин, две зенитные ракетные системы ПВО Сухопутных войск С-300В4, около 5 тыс. образцов автомобильной техники.

В итоге в Сухопутных войсках доля современных образцов вооружений и военной техники должна достичь 32%, в ВВС - 33%, в ВМФ - 51%, в РВСН - 57%, в Войсках воздушно-космической обороны - 54%, в ВДВ - 40%. В Стратегические ядерные силы должно поступить более 50 новых МБР.

В рамках укрепления Стратегических ядерных сил на боевое дежурство в РВСН заступили три ракетных полка, оснащенных новыми ракетными комплексами РС-24 «Ярс». В боевой состав Дальней авиации введены семь модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, а в состав Сил постоянной готовности ВМФ – новейший подводный ракетный крейсер 955-го проекта «Юрий Долгорукий». К концу года в ВМФ будет три такие подлодки. Заложено строительство еще двух крейсеров: «Князь Владимир» и «Князь Олег». Всего Стратегические ядерные силы получили 38 МБР, в том числе 22 для подводных лодок стратегического назначения. Их оснащенность современными образцами вооружения доведена до 56%.

Во всей ситуации успокаивает только одно - военные расходы России не выходят за рамки бюджета. А значит есть шанс в очередном противостоянии с Западом не проиграть по экономическим показателям. Сохранив при этом и государственную гордость, и не ухудшив благосостояния своих граждан.  

Дмитрий Литовкин