Утвержденный Генассамблеей ООН во вторник Международный договор о торговле оружием стал самым масштабным документом в области контроля за распространением вооружений, принятым за неполные два десятилетия. Новое соглашение, касающееся обычных вооружений, регламентирует торговлю танками, бронетранспортерами, артиллерийскими системами, истребителями, вертолетами, ракетами и пусковыми ракетными установками, а также легким и стрелковым оружием, но Москва за положительным фасадом договора видит отнюдь не радужную перспективу.

 

Благие начинания

 

Несмотря на то что необходимость разработки и утверждения универсальных "правил игры" в мировой торговле оружием и боеприпасами изначально не вызывала сомнения у подавляющего большинства членов мирового сообщества, работа над МДТО продвигалась крайне медленно и потребовала нескольких лет. Решение о начале работы над документом было принято еще в октябре 2006 года. Тогда первый комитет Генассамблеи ООН 153 голосами проголосовал за разработку проекта универсального договора "о трансфертах обычных вооружений по максимально возможным международным стандартам". Среди 19 воздержавшихся были РФ, Китай, Индия, Пакистан и Венесуэла. Попытка подписать МДТО была предпринята на состоявшейся в июле прошлого года под эгидой ООН международной конференции, однако из-за серьезных разногласий между участниками форума утвердить правила глобального рынка вооружений тогда так и не удалось.

Причиной стали два альтернативных подхода к тому, как контролировать мировую торговлю оружием, фактически разделившие участников конференции на два лагеря. В то время как инициаторы нового договора призывали положить в его основу четкие гуманитарные и правозащитные цели и поставить эффективный барьер на пути экспорта оружия правительствам государств, где происходят серьезные нарушения прав человека, Россия, Китай, Индия и ряд других стран выражали несогласие с таким подходом. Их главная обеспокоенность была связана с возможной субъективной и избирательной интерпретацией критериев определения "серьезных нарушений" в гуманитарной и правозащитной отрасли.

В частности, Москву не устроил тот факт, что не были учтены два ее ключевых требования: о включении в текст договора пункта о запрете поставок вооружений "неуполномоченным негосударственным субъектам" и об ужесточении положения о реэкспорте оружия. В итоге документ ограничивает легальную продажу оружия проблемным режимам (например, нарушающим права человека), но не ставит заслонов на пути передачи вооружений оппозиции, воюющей против правительств своих стран (что в случае Сирии имеет более чем ключевое значение). По словам собеседника "Ъ", эксперты из профильных российских ведомств сочли, что договор получился "недоработанным" и "малосодержательным".

Присоединившиеся к договору страны будут обязаны ежегодно отчитываться о поставках восьми категорий оружия. МДТО регламентирует торговлю танками, бронетранспортерами, артиллерийскими системами, истребителями, вертолетами, ракетами и пусковыми ракетными установками, а также легким и стрелковым оружием. До последнего времени в добровольный регистр обычных вооружений ООН информацию подавали менее 40% государств. Ежегодный же объем мировой торговли оружием оценивается в $70 млрд.

Откуда и куда дует ветер

 

Эксперты отмечают, что отказываясь подписывать договор, Москва может понести имиджевые потери (хотя, по правде говоря, в сложившихся условиях едва ли это кажется существенной проблемой). "Когда МДТО вступит в силу и его секретариат начнет публиковать ежегодные отчеты, Россия в них наверняка станет мишенью для критики — из-за того что не присоединилась к соглашению, не предоставляет данные, но поставляет вооружения таким странам, как Сирия и Иран",— поясняет эксперт ПИР-Центра Вадим Козюлин.

Впрочем, имиджем дело может и не ограничиться. В МДТО присутствует пункт, предусматривающий возможность внесения в него через шесть лет ужесточающих поправок, которые могут как лишить российских производителей некоторых рынков оружия, так и ограничить поставки вооружений со стороны участников договора в Россию. "Есть риск, что МДТО со временем превратится в аналог КОКОМа",— предупреждает эксперт. Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ) был создан странами Запада в 1949 году для ограничения поставок "стратегических" товаров и технологий в СССР и поддерживаемые им страны (его упразднили в 1994 году).

Впрочем, как отмечал один из источников издания "Коммерсант" в правительстве РФ не исключает, что Россия, в случае если поправки "сильно заденут" ее интересы, все же присоединится к договору, "но это явно не вопрос ближайших лет. Тем более что помимо России еще целый ряд ключевых производителей оружия (включая Китай) и импортеров (включая Индию и Саудовскую Аравию) так и не подписали МДТО.

   Ника Бажанова