Выступая перед Федеральным собранием 4 декабря 2014 года, президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости снизить критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции. Речь шла, в частности, о станко- и приборостроении, энергетическом машиностроении, оборудовании для освоения месторождений арктического шельфа. На днях о готовности взять на себя решение поставленной президентом задачи освобождения страны от зависимости от зарубежных технологий сообщил и российский вице-премьер и председатель Морской коллегии Дмитрий Рогозин.
Какие шаги предпримет Морская коллегия для решения задач, поставленных президентом? Каковы основные направления морской политики в данный момент? На эти вопросы ответил первый председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Сергей Шишкарев.
"График новой реальности"
На протяжении всего года работы Морская коллегия обсуждала все те вопросы, которые в концентрированном виде были озвучены президентом РФ Владимиром Путиным в недавнем послании. Буквально на днях прошло итоговое заседание коллегии, где председатель Дмитрий Рогозин отметил, что первое, с чего стоит начать - это создать "график новой реальности".
"Мы достаточно долго пытаемся создать единый заказ на производство судовой и шельфовой техники. Есть некое недопонимание между заказчиками и производителями морской техники. Сущестует в рамках судостроительного комплекса России достаточно большое количество предприятий в разной степени технологической готовности к решению поставленных задач, но тем не менее с огромным производственным потенциалом, которые либо недозагруженные, либо имеют мощности, которые в той или иной степени будут высвобождаться для гражданского судостроения после выполнения гособоронзаказа", - рассказал первый председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Сергей Шишкарев.
Для достижения этих целей было решено сформировать новый состав президиума, в который войдут не только представители министрерства транспорта, промышленности и торговли, но и практически все руководители нефтегазовых компаний на уровне президент и его заместителей. Это позволит сократить дистанцию общения, и задачи по судостроению решались в разы.
Кроме того, в ходе итогого заседания также была отредактирована морская доктрина РФ, которая вскоре будет представлена президенту РФ.
Для справки
Морская коллегия при правительстве РФ - структура, позволяющая на межведомственном уровне объединить работу федеральных и региональных органов исполнительной власти, представителей крупнейших компаний, занимающихся развитием проектов судостроения и транспортной инфраструктуры. Морская коллегия фактически занимается выработкой национальной морской политики. Председатель Морской коллегии - вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
Огромное внимание планируется уделить и кадровому потенциалу. Сегодня перед молодыми специалистами открываются хорошие перспективы. Сжатые сроки, в которые сейчас необходимо выполнять заказы, дают возможность смелого и дерзского внедрения новых технологий в отечественное производство.
"Буду продвигать метод, чтобы на базе крупнейших наших судостроительных предприятий создавались или модернизировались инженерные центры. Будем как можно ближе приближать науку к взаимодействию с производством. Нужно сократить все бюрократические издержки, как временные, так и финансовые от разработки до внедрения", - сказал Сергей Шишкарев.
На 1 декабря гособоронзаказ судостроения уже был выполнен на 90%, то есть к концу года есть вероятность выйти на 100%-ный показатель. Во многом благодаря тому, что нерадивые производители были наказаны. Кстати, в будущем за невыполнение гособоронзаканаз наказание будет жесточено, вплоть до уголовной ответственности.
Черноморские перспективы
С присоединением Крыма перед Россией встали новые вопросы, но появились и новые перспективы. Сейчас предстоит работа по трем основным направлениям. Во-первых, необходимо обеспечить бесперебойное грузовое и пассажирское сообщение, а в идеале - сделать его высокоскоростным и комфортабельным. На сегодняшний день уже есть компании, заинтересованные в этом проекте. Сергей Шишкарев описывает недалекое будущее: "Представьте, красивое современное быстроходное судно входит в порт погрузки, в течение получаса заходит до 500 машин. Пассажиры размещаются на комфортабельных палубах разного уровня комфортности и стоимости. И в течение 4-6 часов они уже пребывают в один из портов Крыма, садятся в автомобиль и уезжают".
Вторая задача - это загрузка судостроительных и ремонтных предприятий полуострова как военного, так и гражданского характера. Площадки есть, и их надо использовать. Ну и самая перспективная часть должна быть связана с круизным судоходством.
"Я мечтаю и сделаю все, чтобы была восстановлена советская Крымско-Кавказская линия, когда современные быстроходные суда вместимостью 1-2 тыс. пассажиров ходили на регулярной основе, заходили в прибрежные порты, обладающие необходимой инфраструктурой", - рассказывает Сергей Шишкарев.
Ну а уже после появится возможность улучшить условия пребывания для туристов, а там уже расширить эту круизную линию по всему Черному морю.
Каждый день - валюта
Ну а ситуация с "Мистралями", не затронуть которую на пресс-конференции просто не могли, вызывает только умиление. Напомним, контракт на строительство вертолетоносцев для России был подписан в 2011 году. Кормовые части были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Стыковка с головными частями и окончательная достройка выполняется на верфи компании STX France в Сен-Назере. Согласно условиям контракта, передача первого вертолетоносца была намечена на осень текущего года, второго - на осень 2015 года, но из-за осложнения на политической арене, Россия заказ так и не получила, хотя и не очень расстроилась. "Французы, заблудившись в политических пристрастиях", теперь вынуждены вести себя последовательно, и как заметил Сергей Шишкарев, "хочется в этом им пожелать успехов". Дело в том, что у вертолетоносцев есть существенные ограничения по эксплуатации.
"На мой взгляд, это суда не защищающие, а суда позволяющие наступать. С точки зрения наших стратегических интересов, нет основания полагать, что мы где-то будем высаживать десант и использовать эти вертолетоносцы для охраны нашей территории", - объяснил Шишкарев.
Так что для нас выгоднее всего было бы получить деньги, Росссия уже может расситывать на приличнык штрафные санцкии. А каждый лишний день, что вертолетоносцы проводят в порту Франции, - это валюта.
Марина Староверкина