Выступая перед Федеральным собранием 4 декабря 2014 года, президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости снизить критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции. Речь шла, в частности, о станко- и приборостроении, энергетическом машиностроении, оборудовании для освоения месторождений арктического шельфа. На днях о готовности взять на себя решение поставленной президентом задачи освобождения страны от зависимости от зарубежных технологий сообщил и российский вице-премьер и председатель Морской коллегии Дмитрий Рогозин.

Какие шаги предпримет Морская коллегия для решения задач, поставленных президентом? Каковы основные направления морской политики в данный момент? На эти вопросы ответил первый председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Сергей Шишкарев.

 

"График новой реальности"

 

Фото Росинформбюро

На протяжении всего года работы Морская коллегия обсуждала все те вопросы, которые в концентрированном виде были озвучены президентом РФ Владимиром Путиным в недавнем послании. Буквально на днях прошло итоговое заседание коллегии, где председатель Дмитрий Рогозин отметил, что первое, с чего стоит начать - это создать "график новой реальности".

"Мы достаточно долго пытаемся создать единый заказ на производство судовой и шельфовой техники. Есть некое недопонимание между заказчиками и производителями морской техники. Сущестует в рамках судостроительного комплекса России достаточно большое количество предприятий в разной степени технологической готовности к решению поставленных задач, но тем не менее с огромным производственным потенциалом, которые либо недозагруженные, либо имеют мощности, которые в той или иной степени будут высвобождаться для гражданского судостроения после выполнения гособоронзаказа", - рассказал первый председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Сергей Шишкарев.

Для достижения этих целей было решено сформировать новый состав президиума, в который войдут не только представители министрерства транспорта, промышленности и торговли, но и практически все руководители нефтегазовых компаний на уровне президент и его заместителей. Это позволит сократить дистанцию общения, и задачи по судостроению решались в разы.

Кроме того, в ходе итогого заседания также была отредактирована морская доктрина РФ, которая вскоре будет представлена президенту РФ. 

 

 Для справки

Морская коллегия при правительстве РФ - структура, позволяющая на межведомственном уровне объединить работу федеральных и региональных органов исполнительной власти, представителей крупнейших компаний, занимающихся развитием проектов судостроения и транспортной инфраструктуры. Морская коллегия фактически занимается выработкой национальной морской политики. Председатель Морской коллегии - вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

 

Фото РосинформбюроОгромное внимание планируется уделить и кадровому потенциалу. Сегодня перед молодыми специалистами открываются хорошие перспективы. Сжатые сроки, в которые сейчас необходимо выполнять заказы,  дают возможность смелого и дерзского внедрения новых технологий в отечественное производство.

"Буду продвигать метод, чтобы на базе крупнейших наших судостроительных предприятий создавались или модернизировались инженерные центры. Будем как можно ближе приближать науку к взаимодействию с производством. Нужно сократить все бюрократические издержки, как временные, так и финансовые от разработки до внедрения", - сказал Сергей Шишкарев.

На 1 декабря гособоронзаказ судостроения уже был выполнен на 90%, то есть к концу года есть вероятность выйти на 100%-ный показатель. Во многом благодаря тому, что нерадивые производители были наказаны. Кстати, в будущем за невыполнение гособоронзаканаз наказание будет жесточено, вплоть до уголовной ответственности.

 

Черноморские перспективы

 Фотография: ИТАР-ТАСС

С присоединением Крыма перед Россией встали новые вопросы, но появились и новые перспективы. Сейчас предстоит работа по трем основным направлениям. Во-первых, необходимо обеспечить бесперебойное грузовое и пассажирское сообщение, а в идеале - сделать его высокоскоростным и комфортабельным. На сегодняшний день уже есть компании, заинтересованные в этом проекте. Сергей Шишкарев описывает недалекое будущее: "Представьте, красивое современное быстроходное судно входит в порт погрузки, в течение получаса заходит до 500 машин. Пассажиры размещаются на комфортабельных палубах разного уровня комфортности и стоимости. И в течение 4-6 часов они уже пребывают в один из портов Крыма, садятся в автомобиль и уезжают".

Вторая задача - это загрузка судостроительных и ремонтных предприятий полуострова как военного, так и гражданского характера. Площадки есть, и их надо использовать. Ну и самая перспективная часть должна быть связана с круизным судоходством. 

"Я мечтаю и сделаю все, чтобы была восстановлена советская Крымско-Кавказская линия, когда современные быстроходные суда вместимостью 1-2 тыс. пассажиров ходили на регулярной основе, заходили в прибрежные порты, обладающие необходимой инфраструктурой", - рассказывает Сергей Шишкарев.

Ну а уже после появится возможность улучшить условия пребывания для туристов, а там уже расширить эту круизную линию по всему Черному морю.

 

Каждый день - валюта

 

Фото USS_John

Ну а ситуация с "Мистралями", не затронуть которую на пресс-конференции просто не могли, вызывает только умиление. Напомним, контракт на строительство вертолетоносцев для России был подписан в 2011 году. Кормовые части были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Стыковка с головными частями и окончательная достройка выполняется на верфи компании STX France в Сен-Назере. Согласно условиям контракта, передача первого вертолетоносца была намечена на осень текущего года, второго - на осень 2015 года, но из-за осложнения на политической арене, Россия заказ так и не получила, хотя  и не очень расстроилась.  "Французы, заблудившись в политических пристрастиях", теперь вынуждены вести себя последовательно, и как заметил Сергей Шишкарев, "хочется в этом им пожелать успехов". Дело в том, что у вертолетоносцев есть существенные ограничения по эксплуатации.

"На мой взгляд, это суда не защищающие, а суда позволяющие наступать. С точки зрения наших стратегических интересов, нет основания полагать, что мы где-то будем высаживать десант и использовать эти вертолетоносцы для охраны нашей территории", - объяснил Шишкарев.

Так что для нас выгоднее всего было бы получить деньги, Росссия уже может расситывать на приличнык штрафные санцкии. А каждый лишний день, что вертолетоносцы проводят в порту Франции, -  это валюта.

Марина Староверкина