На заседании Морской коллегии зампред правительства Дмитрий Рогозин отметил, что в дальнейшем строительство кораблей, судов и др. морской техники будет осуществляться только на территории России. «Всем надо понимать, что поставлена точка в дискуссии, где мы будем строить и развивать российское судостроение. Исключительно на территории своей страны, развивая новые центры и новые компетенции. Ставка исключительно на отечественного производителя является стратегическим курсом государства», - констатировал вице-премьер.
Далее он пояснил, что необходимо сделать для выполнения стоящих задач в области судостроения. Рогозин подчеркнул, что «необходимо навести элементарный порядок в формировании государственного заказа и обеспечении его выполнения».
Речь идет, по его словам, о «необходимости формирования государственного заказа» по строительству «гражданской морской и речной техники, а также оборудования для разведки, добычи и транспортировки углеводородов и разработки шельфовых месторождений». Поэтому «необходимо срочно и системно состыковать все наши планы по производству указанной техники».
Все это должно быть согласовано «со сроками выполнения планов по импортозамещению и планами по подготовке необходимого кадрового потенциала». Рогозин отметил, что поставлены планы и задачи о поэтапном вводе в ближайшее время новых мощностей на судостроительном заводе «Звезда» на Дальнем Востоке. «Это регион, где у нас не так много населения и специалистов», поэтому подготовку кадров планируется осуществлять в ведущих вузах Сибири и на Дальнем Востоке. «Все надо спланировать на несколько лет вперед, по крайней мере, до 2025 года», - поставил задачу Рогозин.
В следующем году все профильные министерства и ведомства в январе должны провести необходимую работу и понять, как «по годам будет рассчитан совокупный государственный заказ для судостроения».
Рогозин отметил, что в связи с присоединением Крыма, «Черное море и южные границы России должны быть обеспечены необходимым количеством пассажирских судов и другой морской техникой» для освоения больших территорий. «И это необходимо сделать быстро», - подчеркнул он. Рогозин считает, что «необходимо быстро модернизировать весь судостроительный потенциал в Крыму и Севастополе, который достался нам в очень сложном состоянии».
Именно поэтому все планы должны быть синхронизированы и «построена единая линия на ближайшие 10 лет», считает Рогозин. Эта задача «стоит перед правительством в целом и каждым министерством в отдельности». Вице-премьер отметил особую роль в этом Минэкономразвития, «как координирующему центру по всем нашим планам» и работам, которые ведут Минобороны, Минтранс, Минпром и др. ведомства.
В результате должен быть сформирован общий заказ, полностью синхронизированный с гособоронзаказом. «Наши оборонные судостроительные заводы вполне могут справиться с задачами гражданского назначения», - считает Рогозин. Он видит в этом «наш резерв, который заключается в трансфере компетенций и технологий между оборонной и гражданской линиями российского судостроения».
Далее Рогозин отметил, что в современной обстановке «Запад пытается остановить развитие нашей страны с помощью санкций». Он считает это вызовом в тот момент, «когда Россия приобретает то самое историческое значение, которое она имела всегда». По мнению Рогозина, «с этим надо справиться» и на этот вызов «мы должны ответить только одним - организованной слаженной работой по обеспечению промышленного роста». Он убежден, что «в самый сложный период только так надо отвечать на проблемы, которые искусственно рождаются для нашей страны».
По словам вице-премьера, вся «работа должна завершиться в марте 2015 г. и должен быть сформирован объемный план реализации заказов для российского судостроения». Рогозин пояснил, что уже в январе и феврале следующего года пройдет серия еженедельных совещаний правительства РФ по координации деятельности основных поставщиков.
Важной задачей Рогозин считает обмен необходимой информацией в режиме реального времени на площадке президиума Морской коллегии.
«Президиум должен превратиться в оперативный штаб по решению стоящих перед нами задач. Надо придать морской коллегии динамичный смысл существования и сделать ее более мобильной с подключением к ее работе всех заинтересованных губернаторов приморских территорий нашей страны», - потребовал Рогозин.
По его мнению, «Морская коллегия не может быть органом, который периодически собирается для принятия каких то решений. Морская коллегия – инструмент по объемной системной комплексной реализации всех наших позиций».
Анатолий Соколов