О том, что изменится в ближайшем будущем в освоении космоса в эксклюзивном интервью ИА «Росинформбюро» рассказал Александр Шмыгов, директор по коммуникациям Центра им. Хруничева.

- С чем вы приехали на Международную авиационно-космическую выставку?

- Мы представляем на МАКСе–2015 крупномасштабные макеты средств выведения: ракета-носитель «Протон-М», разгонные блоки «Бриз-М» и КВТК, жидкостные ракетные двигатели для ракет-носителей «Протон-М», «Ангара» и «Союз». Ключевая тема презентации – космический ракетный комплекс (КРК) нового поколения «Ангара». Центр им. Хруничева – головной разработчик и производитель КРК «Ангара».

- На каком этапе находятся разработки этого космического ракетного комплекса?

- В прошлом году было совершено два удачных испытательных пуска ракет-носителей «Ангара-1.2» и «Ангара-А5» с космодрома Плесецк. Сейчас испытания «Ангары» продолжаются. В следующем году опять полетит тяжелая «Ангара», а в 2017 году – легкая. Причем оба полета «Ангары» запланированы с полезной нагрузкой.

- В чем преимущество космического ракетного комплекса «Ангара»?

- «Ангара» – это новое семейство, оно имеет несколько ноу-хау. Например, «Ангара» собирается по модульному принципу. Так, первая и вторая ступень собираются из одних и тех же модулей – универсальных ракетных модулей УРМ-1. Это позволяет наладить конвейерную сборку и снизить себестоимость ракеты. Для этой цели в Омске на ПО «Полет» - филиале Центра Хруничева - создается совершенно новое производство, на котором будут использоваться такие технологии, которые до этого не использовались в ракетно-космической промышленности России, например, зеркальное фрезерование или фрикционная сварка. Особенно важно отметить, что двигатели «Ангары» работаютна экологически чистых компонентах топлива - кислороде и керосине.

- Какие еще есть плюсы у этой ракеты?

- На первой и второй ступени используются двигатели РД-191. На сегодняшний день это лучший двигатель в мире. Он хорошо отработал на испытательных запусках, кстати, семейство этих двигателей Россия поставляет в США.

- А во сколько обойдется «Ангара»?

- Наша цель – чтобы к моменту серийного производства, стоимость пуска «Ангары» была не выше, чем стоимость пуска «Протона». Это важно и для нашего государства, и для международного рынка. «Ангара» повысит нашу конкурентоспособность.

- Проводятся ли сейчас разработки сверхтяжелой «Ангары»?

- Теоретические наработки есть. Модульный принцип сборки позволяет относительно быстро создать ракету сверхтяжелого класса «Ангара-А7», которая от «Ангары-А5» отличается двумя дополнительными УРМ-1. Но конкретных задач и полезных нагрузок под данный тип носителя сейчас нет.

- Какие вы ставите перед собой задачи в ближайшее время?

- Одна из главных наших задач – реализация программы финансового оздоровления предприятия. Разумеется, также идет серьезная работа по преобразованию производства ракеты-носителя «Протон», разгонных блоков и головных обтекателей в Москве, в том числе и модернизация. И создается совершенно новое производство универсальных ракетных модулей для «Ангары» в Омске.

Дальше - глобальная задача: освоение Луны. С помощью ракеты-носителя «Ангара-А5В» мы можем приступить к этой миссии уже в 2025 году. К этому времени должна быть обеспечена готовность к запускам по лунной программе.

По мнению специалистов «Хруничева», поход на другие планеты начинается с создания орбитальной сборочной платформы, куда можно запускать составные части межпланетных кораблей и поэтапно их собирать уже в условиях невесомости.

«Ангара-А5В» - новая ракета в семействе «Ангары». От «Ангары-А5» она отличается третьей ступенью, работающей на водороде. Это повышает грузоподъемность носителя и позволяет выполнить лунную миссию за счет двух пусков. То есть две ракеты-носителя «Ангара-А5В» выводят на орбиту две части лунного корабля, там они стыкуются и вновь собранный корабль летит к Луне. Этот проект родился совсем недавно. Специалисты оценили возможность двух пусков и сбора корабля на орбите и пришли к выводу, что проект вполне реален. И еще один важный момент. «Ангара-А5В» вписывается по габаритам в инфраструктуру космического ракетного комплекса «Ангара», и другой пусковой установки делать не надо.

- С каких космодромов будут запускать «Ангару»?

- Помимо Плесецка пусковая установка для «Ангары» будет на космодроме Восточный. Наземную инфраструктурукосмического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» на Восточном планируется начать создавать в 2016 году, а в 2021 году. Разумеется, к этому времени Центр имени Хруничева должен быть готов к запуску. Таким образом, ввод КРК «Ангара» в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит нашей стране независимый доступ в космос.

- А какая судьба уготована «Протону»?

- Ракета-носитель «Протон» – это наша рабочая лошадка, наша основная ракета. Она прошла этапы модернизации и принципиально, можно сказать, отличается от той, что была 40 или 20 лет назад. Предполагается, что «Протон» будет летать до 2025 года. А начиная с 2020 года число пусков «Протона» будет постепенно сокращаться, вместо него полезную нагрузку на орбиту станет выводить «Ангара».

- Вы предполагаете захватить еще большую долю рынка с выходом «Ангары» в серийное производство?

 - Почему нет? Это было бы неплохо. Ракета-носитель «Ангара», уверен, такую возможность дает.