«Спираль» и «Буран»

Космическая гонка между США и СССР в период 1957-1975 гг. имела очень важное для развития научных и военных разработок. Многие считают, что именно космическая гонка погубила Советский Союз, истощив его экономику. Космическая гонка является прямым наследником тайных разработок Третьего рейха. О нацистских ученых, трудившихся над созданием, казалось бы, фантастических проектов и по сей день ходят легенды. Одним из таких ученых был доктор Ойген Зенгер, опубликовавший еще в 1934 г. статью о возможности создания дальнего ракетного бомбардировщика. 

«Серебряная птица» Ойгена ЗенгераПроект получил название «Серебряная птица» или «Amerika Bomber». Он представлял собой орбитальный бомбардировщик для нанесения точечных авиаударов по Нью-Йорку и промышленным районам СССР на Урале и в Сибири. Однако в 1941 г. его свернули и безуспешно попытались возродить лишь в 1944 г. 

Именно разработки Зенгера и стали основой для проекта «Спираль» – одного из самых интересных проектов СССР в период космической гонки. В 60-е гг., самый разгар космической гонки и холодной войны, США вели активную разработку проекта Dyna Soar – создание гиперзвукового орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20.

Система «Спираль»В ответ СССР решает создать собственную авиационно-космическую систему и в 1965 г. соответствующее поручение было дано опытно-конструкторскому бюро 115 (ОКБ-115) им А.И. Микояна, где исследования возглавил главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский.

Проект получил название «Спираль» и должен был стать главным аргументом СССР в возможной войне в космосе и из космоса.

 

 Справка

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский (25.12.1909) – один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники. Доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1962) и Сталинских (1950, 1952) премий, Генеральный конструктор ОАО НПО «Молния», генерал-майор (1999).

Родился в г. Киеве в семье столбового дворянина – присяжного поверенного. Когда началась революция Лозино-Лозинские жили в городе Кременчуге, где Глеб окончил трудовую школу, причем пошел сразу в седьмой класс. Затем два года учился в профтехшколе и получил специальность слесаря. В 1926 г. поступил в Харьковский механико-машиностроительный институт, по окончании которого (1930) получил квалификацию инженера-механика по специальности «Паротехника». По распределению был направлен на Харьковский турбогенераторный завод.

С 1932 г. вся деятельность молодого конструктора связана с Харьковским авиационным институтом и авиастроением. В авиации начинал как специалист по двигателям, создал первую в стране форсажную камеру для турбореактивного двигателя. С 1934 г. в ОКБ Микояна. Участник организации серийного производства истребителей от «МиГ-9» до «МиГ-31». Главный конструктор с 1971 г.

В 1975 г. Г.Е. Лозино-Лозинский удостоен звания Герой Социалистического Труда и с этого же года начал заниматься разработкой «Бурана». Главный конструктор (до 75-го года) самолета-перехватчика «МиГ-31» (1975), параллельно принимал непосредственное участие в создании фронтового истребителя «МиГ-29» (1977). Руководитель проекта аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль». Ведущий разработчик МТКК «Буран». Руководитель проекта многоразовой авиационно-космической системы «МАКС». Автор десятков других проектов.

Жил и работал в Москве. Скоропостижно скончался 28 ноября 2001 г. на 92-м году жизни. Похоронен в Москве на Донском кладбище. Награды и звания: Герой Социалистического Труда (1975), Ленинская премия (1962), Сталинские (1950, 1952) премии, Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), два ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Выбранная схема старта орбитального самолета и конструктивные решения, заложенные Лозино-Лозинским, наделили проект СССР «Спираль» рядом преимуществ. Он обеспечивал вывод на орбиту 9% полезного груза от общего веса всей системы, стоимость вывода каждого килограмма груза была в 3,5 раза дешевле, быстрый вывод орбитального самолета в любую точку земного шара и посадку в любых погодных условиях.

Проект «Спираль» включал гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР), двухступенчатый ракетный ускоритель и орбитальный самолет (ОС). По задумке Лозино-Лозинского, самолет-разгонщик с орбитальным самолетом на спине должен был взлетать с аэродрома базирования и разгоняться до скорости около 7,5 тыс. км/ч. По достижении высоты в 30 км орбитальный самолет должен был отделиться от ГСР и при помощи двухступенчатого ракетного ускорителя разогнаться до первой космической скорости (около 7,9 км/с). После этого он выходил на околоземную орбиту и выполнял боевую задачу (разведка, перехват космических целей ракетами «космос-космос» и бомбардировка ракетами класса «космос-Земля» с ядерной боеголовкой). По сути, орбитальный самолет представлял собой настоящий космический истребитель.

Орбитальный самолет проекта «Спираль», так же как и самолет-разгонщик, был пилотируемым. Место летчика представляло собой отдельную капсулу, которая при возникновении внештатной ситуации должна была отделиться и спасти жизнь пилоту даже в космосе.

 


Разработка проекта «Спираль» шла полным ходом и уже во второй половине 1970 гг. планировалось начать полеты полностью укомплектованной авиационно-космической системы «Спираль». Но министр обороны Советского Союза Андрей Гречко вместо утверждения проекта выкинул всю документацию по нему в мусорное ведро и заявил: «Фантазиями мы заниматься не будем». Проект «Спираль» был закрыт.

Космический аппарат «Буран»Вместо уже готовой «Спирали» начались работы по более масштабному проекту «Энергия-Буран», который курировал Глеб Лозино-Лозинский. Созданный в рамках проекта орбитальный корабль многоразового использования «Буран» стал ответом на американский аналог Space Shuttle. Первый и единственный полет «Бурана» состоялся в 18 ноября 1988 г. Несмотря на ряд достаточно существенных преимуществ перед Space Shuttle, проект «Буран-Энергия» был также закрыт в 1993 г. В 2002 г. в результате обрушения крыши одного из ангаров корабль «Буран» был полностью уничтожен.

Так были фактически «похоронены» два самых перспективных космических проекта СССР «Спираль» и «Буран».

Орбитальный бомбардировщик «Буран»Во время работы над проектом «Буран-Энергия» в 1976 г. вышло специальное секретное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса». Работы по ударному космическому оружию были начаты в НПО «Энергия» под руководством Валентина Петровича Глушко. В конце 70 – начале 80 гг. в НПО «Энергия» был проведен комплекс исследований по определению возможных путей создания космических средств, способных решать задачи поражения КА военного назначения, баллистических ракет в полете, а также особо важных воздушных, морских и наземных целей. При этом ставилась задача достижения необходимых характеристик указанных средств на основе использования имевшегося к тому времени научно-технического задела с перспективой развития этих средств при ограничении по производственным мощностям и финансированию.

Для поражения особо важных наземных целей на базе ККМИ «Буран» разрабатывался орбитальный бомбардировщик «Буран-Б». Фюзеляж «Бурана» в этом проекте орбитального бомбардировщика используется как носитель большого запаса топлива в объединенной двигательной установке с хорошей системой управления для активного маневрирования на орбите. Полезный груз – боевые блоки размещались в грузовом отсеке. В качестве варианта боевого блока рассматривался аппарат на базе уже опробованного и испытанного орбитального самолета семейства «БОР» («Лапоть» проекта «Спираль»1966 г.). Другой вариант вооружения представлял собой экранированные баллистические ядерные боеголовки.

Орбитальный самолет семейства «БОР»Боевые блоки БОР представляли собой пилотируемый или дистанционно управляемый орбитальный самолет с ядерными или другими боеприпасами. Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперённой треугольной формой в плане, что и стало причиной названия «Лапоть». Теплозащита обеспечивалась плакированными пластинами из ниобиевого сплава с покрытием на основе дисилицида молибдена. Температура поверхности носовой части фюзеляжа на разных стадиях спуска с орбиты могла достигать 1600 град. C. Двигательная установка состояла из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) орбитального маневрирования, двух аварийных тормозных ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов топлива на сжатом гелии, блока ориентации, состоящего из 6 и 10 двигателей грубой и точной ориентации соответственно. Турбореактивный двигатель для полёта на дозвуковых скоростях и посадки работал на керосине. Рассматривались модификации для ведения фото- и радиоразведки, нанесения ударов по морским и наземным целям. В качестве вооружения мог использовать ракету с ядерной боевой частью и системой наведения со спутника, а также перехватчики космических целей.

Орбитальный самолет в варианте дневного фоторазведчикаПоследние компактно размещались в отсеке полезного груза боевого ударного модуля со сложенными консолями крыла в последовательно установленных револьверных катапультных пусковых установках. На каждой вращающейся катапультной установке размещалось до 5 боевых блоков. С учетом возможного бокового маневра (+ 1100-1500 км) каждого боевого блока при спуске в атмосфере один ударный модуль «Буран» в короткое время своими 10-20 маневрирующими боевыми блоками «БОР» был способен стереть все живое с лица Земли в полосе шириной до 3000 км.

Планировалось два варианта использования «Буран-Б». Одиночное патрулирование на орбите Земли с возвращением с последовательным запуском очередного дежурного корабля и постоянное, автономное дежурство на орбите группы кораблей в составе боевой космической станции. Основу боевой космической станции составляла космическая станция серии 17К ДОС («Мир») с автономными модулями «Буран-Б», вооруженными боевыми блоками баллистического или планирующего типа.

Боевая космическая станцияБоевая космическая станция состояла из обитаемого базового блока, как на орбитальной станции «Мир», центра управления боевыми блоками, модулей боевой станции с прицельными комплексами и боевых модулей (на базе фюзеляжа ОК «Буран»). Снабжение и смену дежурных экипажей планировалось обеспечивать транспортными кораблями «Прогресс», «Заря» или пилотируемыми ККМИ «Буран». По тревоге «Бураны» отделяются и выходят на самостоятельные боевые орбиты для последующего отделения блоков по команде на боевое применение по заданным целям на Земле. Это имело особое значение в контексте стратегического сдерживания, так как эта система оружия могла нанести прицельный, «хирургический» удар даже в том случае, если будут уничтожен сам СССР. Как и атомные подводные лодки, она способна переждать первый залп и нанести ответный удар возмездия.

Имеются данные и о других военных аспектах применения орбитальных кораблей. В частности, в рамках «ассиметричного ответа» американской программе «звездных войн» рассматривались вопросы минирования с помощью «Бурана» околоземного космического пространства и создания непреодолимой завесы для космического сегмента СОИ. В СССР проводились научно-исследовательские работы с наземной экспериментальной отработкой по созданию орбитальных бризантных облаков, быстро и полностью «вычищающих» от космических аппаратов весь околоземный космос до высот 3000 км. После этого околоземный космос становился полностью недоступен в течение нескольких месяцев или лет, но эти меры предполагалось использовать только во время (или непосредственно перед) полномасштабным военным конфликтом между СССР и США.

Михаил Горбачев 12 мая 1987 г. на космодроме Байконур ознакомился с образцами космической техники гражданского и военного назначения. После этого он посетовал: «Очень жаль, что не знал всего этого до Рейкьявика!». 13 мая во Дворце офицеров Горбачев встретился с военными и гражданскими работниками Байконура. В частности, на этой встрече он заявил: «... Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос». После этого судьба всей программы развития военно-космических систем, стала ясна. В сентябре 1987 г. работы по теме были приостановлены и в последующем не возобновились. «Новое мышление» в международных отношениях и начавшийся кризис в советской экономике привели к полному прекращению финансирования темы боевых орбитальных станций в 1989 г. А в мае 1993 г. были прекращены все работы над РН «Энергия» и ККМИ «Буран». Это стало последней точкой в истории создания космического меча Империи.

 

Использованные источники:

1. Издание «24СМИ» (технические характеристики «Спирали»).

2. Livejournal (технические характеристики «Бурана»).

3. Википедия. Биография Г.Е Лозино-Лозинского.

 

Материал подготовил Влад Захаров