16 марта крымчане сделали свой исторический выбор. Они определились, с кем будут строить свое будущее, и между Украиной и Россией выбрали свою Родину. Референдум готовился в кратчайшие сроки: за 10 дней властям полуострова нужно было собрать и выверить все списки избирателей, организовать более 1 200 избирательных участков, проинформировать население и не допустить провокаций. 

Наш спецкор Софья Ласточка наблюдала за подготовкой и ходом голосования  в Крыму. 

15 марта. Площадь перед Верховным Советом Крыма в Симферополе. Мамы гуляют с детьми.  Влюбленные парочки фотографируются с казаками. Кафе на площади битком забиты журналистами – последний месяц это самый прибыльный бизнес после гостиничного. «Горячий сезон» в Крым неожиданно пришел в марте.

 


Рядом с Советом стоит несколько палаток. Политически активные женщины гостеприимно угощают чаем и сушками. А заодно делятся своими эмоциями: «Я вот сладкое люблю, – говорит активистка Ирина, – но конфеты фабрики Рошен  (украинская кондитерская фабрика. Прим. ред.) ни за что есть не буду. Вот в горло не лезут».  «Да-да, достали уже, – вторит ее напарница Татьяна, –  К ним (имеется в виду Киев и площадь Майдана) Мишка Саакашвили приезжал и Немцов. У нас Мишку кроме как Сукашвили не называют. А Януковича – Бандюговичем. Я вам, ребята, вот что скажу – давите вы всю свою болотную нечисть. Вот голыми руками давите. Посмотрите, что у нас делается!».

Казачье оцепление вокруг Парламента настроено куда серьезнее, чем их товарищи на площади. Пропускают только в сопровождении. Когда фотографируешь, недовольно ворчат и грозят пальцем. Но стирать фотографии не заставляют и пропускают внутрь.

Коридоры Совета пустынны – выходной. Работа кипит в кабинетах и  депутаты на местах: идет заседание по вопросам обеспечения безопасности референдума. Здесь же выдают удостоверения наблюдателей.  Следить за ходом референдума прибыли наблюдатели из 21 страны мира. Больше всего, конечно, из России. К 16 марта в Крым прибыли 20 депутатов Госдумы от 4 парламентских фракций.  Российская партия «Родина» выставила более сотни своих наблюдателей. Прибыл в Крым и ее лидер – Алексей Журавлев.

 

На внутренней площадке развевается российский флаг. В прочем, российские флаги везде: люди разгуливают с флагами на улицах, он развевается из окон автомобилей, скутеристы цепляют триколор себе как плащи. Во всех городах чувствуется сдержанное ликование, которое периодически прорывается криками «Россия! Россия!».

Возле Совета в основном иностранные журналисты. Нервно курят в ожидании новостей.

 

Информационная кампания в Крыму была эмоциональной и обширной.

Чтобы исключить возможность провокаций, на дорогах стоят блокпосты. На них дежурят как  добровольцы самообороны, так и представители правоохранительных органов. Досматривают внимательно, но пробок на дороге не создают. Такая бдительность оправдана – задерживали машины и с взрывчаткой, и с оружием, и с коктейлями Молотова.

 

Меджлис крымских татар заявил, что крымские татары бойкотируют референдум (составляют около 15% населения полуострова). Однако, при личном  общении выяснилось, что не все так однозначно – многие собираются идти на выборы и к заявлениям своих политиков порой относят скептически. Один из наших собеседников, пожелавший остаться неназванным из тех соображений, что ему еще здесь жить, рассказал, что «если бы татары узнали, сколько средств выделялось на их поддержку, сильно бы удивились, потому что большинство средств тратится вовсе не на нужды общины».

16 марта станет исторической  датой. Все избирательные участки в Севастополе открылись вовремя, в 8:00. И с утра на участках образовались очереди.  Явка к 12:00 по местному времени была более 40%, к часу дня – более 50%. Члены избирательной комиссии очень волнуются. Тщательно проверяют документы – их предупреждали, что могут быть провокации. По словам главы ТИКа Нахимовского района,  приходили непонятные люди с пропиской в паспортах по несуществующим адресам.

Председатель комиссии участка №55 в Севастополе рассказывает, что такого голосования в Крыму не было уже очень давно. Люди за несколько дней приходили, проверяли, точно ли они есть в списках. Некоторые просто узнавали, как и где голосовать, потому что не принимали участия в голосовании более 10 лет, либо вообще никогда не голосовали. Поскольку ЦИК Украины закрыл Крыму доступ к базе данных избирателей, пришлось пользоваться списками 2012 года и «по живому» актуализировать базу.

 

На участках прозрачные урны. За порядком и законностью  смотрят 4 наблюдателя. Правда, только  из России. Но готовы принять и иностранцев в любой момент.

Люди идет на участок, как на праздник, подходят к делу со всей серьезностью. Все понимают, что в этот день самое ценное, что у них есть – это их голос. Их «да» или «нет».

 

Украинские СМИ пестрят заголовками: «Голосование под дулами автоматов!», «Россия проводит аннексию Крыма», «Украина готовит войска». Крымчане возмущаются: «Где они берут эту информацию? Вот пусть покажут, как мы идем под дулами на участки! Они же не захотели к нам приехать, а теперь врут со всех телеканалов!»

Избирательные участки закрылись. Явка составила 82.71% , а в Севастополе – даже 89.51%. За вхождение в состав России высказались 96.7%, за автономию в составе Украины - 3.2%, недействительными признаны 1.1% бюллетеней. Таковы данные по итогам подсчета трех четвертей бюллетеней.

В социологии такие результаты называются «опрокидывающими», а по сути их можно назвать единогласными.

Пока избирательные комиссии подводили итоги голосования, люди уже собрались на праздничный митинг. Только на площади Севастополя к вечеру воскресенья было более 10 тысяч человек. По всему Крыму шли телемосты и многотысячные манифестации – это поистине национальный праздник. Все эти люди надеются завтра проснуться в другой стране. В России.