Вхождение Крыма в состав России все не дает покоя мировому сообществу. Так, в понедельник в газете The New York Times вышла статья, заголовок которой можно дословно перевести как «Забрав Крым, Путин приобрел целое море углеводородных запасов».

 

«Коварный план» Путина

 

Под этим имеется в виду, что вместе с  Крымом частью российской территории стала и область морского шельфа с правами на ресурсы, которые, как уверяет издание, «потенциально стоят триллионы долларов». Здесь, конечно, хочется напомнить, что считать чужие деньги нехорошо, но Америку, кажется, невозможно отучить вмешиваться в дела других стран.

"Россия изобразила присоединение как возврат территории, принадлежащей ей по праву, и не привлекала внимание к нефтегазовой лихорадке, которая в последнее время обостряется в Черном море", - такую версию присоединения Крыма высказал автор статьи журналист Уильям Дж. Брод. 

Вместе тем, его мнению, присоединение Крыма - это сильнейший удар по надеждам Украины на энергетическую независимость, которой так обеспокоены США и Евросоюз.

 

Чужое всегда лучше

 

Exxon Mobil, Royal Dutch Shell и другие крупные компании уже провели геологоразведку в Черном море. По мнению некоторых специалистов в нефтяной отрасли, потенциал Черного моря сравним  с ресурсами Северного моря. Американского геолог Уильям Б. Ф. Райан уверен, что с присоединением Крыма Россия заполучила потенциально "самые лучшие" глубокие месторождения нефти.

При этом, по мнению экспертов, помехой для освоения ресурсов могут стать санкции, которые ограничат доступ к западному финансированию и технологиям. В апреле США ввели санкции против "Черноморнефтегаза" - компании, национализированной правительством Республики Крым.

 

Точка зрения России

 

В то же время, в Кремле такие утверждения опровергли. Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков сказал, что между присоединением Крыма и энергоресурсами "нет связи", и "добавил, что нефть и газ Россию даже не волновали".

Также, по мнению российских ученых, информация по запасам углеводородов в Черном море очень противоречивая, и объясняется это слабой изученностью.

На шельфе Украины фактически добывался только газ — в 2013 году добыча превысила 1,6 млрд куб. м, к 2015 году она должна вырасти до 3 млрд куб. м. Нефть добывалась в минимальных объемах — около 10 тыс. т. в год. Общие доказанные запасы газа на Украине составляют 1,09 трлн кубов, нефти — 137 млн т. Потенциальные газовые ресурсы составляют не несколько триллионов, а около 500 млрд куб. м газа. При этом,  в год можно добывать около 2% потенциальных запасов, то есть около 10 млрд кубов. Из них порядка 2 млрд кубов сейчас будет уходить на обеспечение Крыма. Оставшиеся 8 млрд куб. м будет сложно продать Европе или Украине. Вот такая математика.

Если исходить из данных «Черноморнефтегаза», при переходе Крыма под российскую юрисдикцию Украина потеряла около 6,6% запасов газа. По нефти потери куда более значимые — около 16%. Добыча газа в Черном море интересна Украине, которая покупает дорогой российский газ. А России это абсолютно невыгодно, например, в Сибири себестоимость добываемого газа вдвое меньше.  Поэтому экономическая целесообразность разработки месторождений в Крыму под вопросом. Но для того, чтобы стимулировать экономику Крыма Россия  может начать разработку крымских ресурсов.

Таким образом, российские компании могут заняться разработкой потенциальных ресурсов крымского шельфа не из экономических, а скорее политических соображений.

 

"Это наши месторождения"

 

Между тем крымские власти проводят национализацию нефтяных и газовых месторождений в Черном и Азовском морях. То же самое коснулось  и Одесского и Безымянного месторождений, которые находятся в стадии обустройства. Как назвала этот процесс The New York Times,  "Россия уже провела поглощение крымского подразделения украинской национальной газовой компании". Здесь имеется в виду государственная украинская компания «Черноморнефтегаз», которая добывает углеводороды в Черном и Азовском морях. 

В свою очередь, спикер Верховного совета республики Владимир Константинов заявил: «Это наши месторождения, и мы будем за них бороться». Константинов также пояснил, что вопросы добычи в Крыму нефти и газа должна решать Россия.  Крымские власти намерены передать добычу нефти и газа  на полуострове российской компании "Газпром".

При этом правительство Крыма также рассчитывает решить вопрос ресурсозависимости от Украины. Очень большой комплекс проблем будет решен после строительства транспортного перехода через Керченский пролив - это займет четыре года. В этом случае Крым получит резервный источник воды, электроэнергии, коридор для железнодорожного и автомобильного транспорта.

 

Подводные камни

 Вениамин Валерьевич Вутянов, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС, эксперт в сфере ТЭК, объяснил «Росинформбюро», что стоит за всем этим шумом в западных СМИ вокруг крымских недр, полных нефти и газа:

"Речь, я так понимаю, идет, о скифской платформе, где имеются запасы природного газа и есть небольшие запасы нефти. Теперь единственная компания, которая может претендовать на ее разработку - это «Газпром». Но здесь есть и подводные камни. Дело в том, что на протяжении 2013 года велись переговоры прежнего украинского правительства с компанией Exxon Mobil об этих месторождениях. И даже были достигнуты некие договоренности и подписаны контракты - в декабре 2013 года и январе 2014 года. И, вот, в условиях, когда все собираются трудиться, происходит такая политическая ситуация. Здесь фигурируют, конечно, не миллионы долларов - по объемам, добываемого газа это может быть прибавка примерно в 1 млрд кубометров в год. Для сравнения, Газпром в Европу ежегодно поставляет около 200 млрд кубометров. Такая прибавка - что слону дробина".

Эксперт подтвердил, что для потеря Крыма - серьезная утрата именно для энергетики Украины:

"С другой стороны, для Украины это катастрофическая потеря. Представьте, у нищего забрали последнюю котомку. Крымские ресурсы были основным моментом, который мог помочь Украине избежать энергозависимоости, хотя бы частично, и сейчас Киев этим серьезно расстроен. С учетом долгов за газ перед Россией Украина сейчас в тупиковой ситуации, они просто загнаны в угол. И кроме пустых заявлений США о поставках реверсного газа, им надеяться не на что. Я вижу здесь только один выход - договариваться с "Газпромом". Поскольку, как мы видим, это тяжелые потери для Украины, все это похоже на пиар-компанию, раздувание шумихи, такая обида постфактум и попытка давления на Путина и его окружение".

При этом Вутянов считает, что несмотря на незначительную выгоду, вхождение Крыма стало подспорьем для российской энергетики:

"Что о выгодах для России, энергетикой заниматься - дорогостоящее занятие, но прибыльное. Особенно, если планировать на среднесрочный (10-15 лет) и долгосрочный (30-50 лет) период. А вот когда 6 месяцев поработала одна компания (Exxon Mobil ), ее выгнали и теперь там "Газпром" работает - никуда не годится. Тем не менее, судя по последним новостям, акции "Газпрома" пошли вверх, в том числе, и на фоне поездки Владимира Путина в Китай, и тут еще и какая-никакая прибавка будет из Крыма - в целом, позитивные изменения для российской энергетики есть".

  

Дарья Андреева