Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) – событие знаковое, и это не подвержено сомнению. Стоит хотя бы посмотреть  на число участников, превысившее в этом году 14 тысяч человек. Несмотря на продолжающиеся международные санкции в отношении России, особое внимание СМИ и экспертного сообщества форум привлек  количеством соглашений с западными инвесторами. По предварительным оценкам, было подписано 386 инвестиционных соглашений и меморандумов на сумму около 2 трлн рублей, что превышает показатель 2016 г. почти в 2 раза. По мнению участников форума, иностранные инвесторы ощущают, что дно кризиса, в том числе политического, пройдено, а торговые ограничения постепенно отменят. Нефть дорожает, и в условиях дешевого рубля инвестиции в Россию кажутся все более привлекательными.

Максим Соколов

Максим Соколов

Кандидат наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Г.В. Плеханова 

Вместе с тем ситуация с привлечением иностранных инвестиций и стабилизацией национальной экономики весьма неоднозначна. Несмотря на озвученные представителями разных уровней власти тезисы о снижении оттока капитала, удержании инфляции, стабилизации валютного курса и минимизации административного давления на бизнес, в реальности ситуация не представляется оптимистичной. Так, по словам главы государства В. Путина, приток иностранных инвестиций в экономику страны за прошлый год увеличился в 5 раз – с 6,8 млрд до 33 млрд долл. США. Однако на составляющей валютной инвестиционной стратегии (Керри-трейда) по ОФЗ в этих инвестициях на фоне размещения резервов страны в ценных бумагах США под 0,5% в год, а также о покупке 19,5% акций «Роснефти» (10,2 млрд. Евро) Glencore и Суверенным фондом Катара акцента не делалось. На наш взгляд, важен не прирост объема инвестиций, а их качество – нацеленность на развитие и технологическую модернизацию основных производственных фондов, активизацию и коммерциализацию инноваций, развитие человеческого капитала с чем у нас всегда были проблемы. В текущей же ситуации есть вероятность спекулятивного характера иностранных вложений, которые при увеличении набора рисков способны отбросить экономическое развитие страны на уровень кризисов 2014, 2009 и 1998 годов.

Также, несмотря на активизацию разговоров об отмене торговых санкций со стороны ЕС (при особой поддержке со стороны Италии), крупный зарубежный бизнес осторожен при выборе нашей страны в качестве площадки для запуска проектов. Однако, несмотря на наличие ряда инвестиционных рисков, в 2016 г. бизнесмены из Германии, Франции, Италии и даже США за счет новых проектов обеспечили в нашей стране создание более 13,5 тыс. рабочих мест.

Не следует забывать и о социальных рисках. В преддверии мартовских выборов 2018 г. реальные доходы населения падают третий год, безработица в стране по официальным данным около 5,5%, хотя по независимым оценкам превышается этот уровень в 1,5-2 раза, резервный фонд уменьшился вдвое и близок к опустошению в 2017 г., прозвучали заявления главы Счетной палаты о постепенном отказе от Фонда национального благосостояния, что в целом говорит о возможных проблемах в социальной сфере. Если социальная напряженность повлечет предвыборные волнения, прежде всего в регионах, то уровень политических и экономических рисков значительно возрастет, что наверняка скажется на поведении инвесторов и их уход из российских ОФЗ.

Заявление А. Силуанова, что «Если повысим налоги, экономика расти не будет», безусловно может порадовать население и предпринимателей, однако фактический рост акцизов на топливо, тарифов ЖКХ, социальных сборов демонстрируют непрерывный рост с конца 2014 г.

В завершение следует задуматься о заявленной на ПМЭФ «новой экономической реальности» для России. Сегодня мы пытаемся видеть позитивные стороны в дешевом рубле, выгодном для кэрри-трейдеров, условном повышении конкурентоспособности за счет дешевой национальной валюты отечественной продукции и антисанкционном развитии сельского хозяйства на фоне падения спроса, обеспечивающего замедление инфляции. Несмотря на положительные факторы, для большей части международных инвесторов Россия остается сырьевой экспортно-ориентированной державой, а позиция США в отношении санкций, которую следует считать ключевой в данном вопросе, остается стабильной, о чем свидетельствуют последние заявления постпреда США при ООН Н. Хейли. Таким образом, на вопросы «Сможет ли наша экономика выдержать смену парадигмы и устоять перед вызовом «новой экономической реальности»? «Сможет ли правительство обеспечить реализацию социально-экономических и структурных трансформаций?» ответит, скорее всего, лишь время… 

 Максим Соколов