«В настоящее время в Арктике формируется широкий спектр потенциальных вызовов и угроз безопасности нашей страны, - говорит министр. - В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности Минобороны станет развитие в этой зоне военной инфраструктуры».

В сфере чужих интересов

 

Не имеющий собственных арктических территорий Пекин в 2012 году предъявил претензии на долю в Арктике.

В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий. По оценкам экспертов, стоимость полезных ископаемых, сосредоточенных в Арктическом регионе, превышает $ 30 трлн. Постепенно, центр тяжести нефте и газодобычи в стране будет смещаться на шельф арктических морей и России уже сейчас необходимо принимать меры к защите этих территорий от внешних посягательств. Тем более, что тоже НАТО уже объявило одной из сових задачь обеспечение энергетической безопасности членов альянса. Тоесть в открытую продекларировав, что от защиты своих членов военной агрессии, легко готов перейти к переделу чужой собственности.

В тоже время Арктика, это еще новая транспортная магистраль для перевозки грузов из Европы в Азию. По оценкам Национального управления США по исследованию океана и атмосферы, уже к 2040 году Северный Ледовитый океан может в летний период полностью освобождаться от ледяного покрова. В результате появится новая скоростная транспортная магистраль. По которой путь из Шанхая в Роттердам составит всего 3 недели. Через Тихий, Индийский и Атлантический океан - 5 недель. Поездом, учитывая необходимость «переобувки» вагонов при переходе с российской на европейскую колею, чуть больше двух недель. Но ни один железнодорожный состав не сможет перевезти столько груза, сколько может контейнеровоз, что берет на свою палубу до 18 тысяч крупнотоннажных контейнеров.

Этим уже заинтересовался Китай. Не имеющий собственных арктических территорий Пекин в 2012 году предъявил претензии на долю в Арктике. И получил статус наблюдателя в Арктическом совете, в который входят Норвегия, Исландия, Дания, Швеция, Канада, Финляндия, Россия и США, что стало причиной открытия Китайско-Североевропейского центра арктических исследований в Шанхае в декабре 2013 года. Поэтому для Москвы, охранять и обеспечивать «Севморпуть», в том числе и атомными ледоколами, через российские водные акватории в Арктике очевидная экономическая выгода. Примерно такая же, как для Каира, проводка судов через Суэцкий канал.

С другой стороны существует и военная опасность. Не секрет, что российские и американские моряки давно облюбовали полярную ледяную шапку, как прикрытие для своих атомных подводных ракетоносцев. Для которых лед надежная защита от всевидящего ока космических спутников. А значит, в любой момент из под его толщи по России может быть нанесен все сокрушающий удар баллистическими или стратегическими крылатыми ракетами. Например, такими, как BGM-109 Tomahawk. Дальности их полета вполне достаточно для уничтожения всех военно-промышленных центров, шахт баллистических ракет России расположенных в Сибири. «Достать» их американцы могут только из арктического региона.

Именно по этому, нам необходимо иметь в арктической зоне мобильные, хорошо оснащенные войска. Это должно напомнить особо горячим сторонникам навязывания своих интересов России о том, что российская армия способна предотвращать угрозы как в сложных климатических условиях у себя на границах, так и за тысячи километров от них.

Тактика обороны

 

Для решения всех этих вопросов, еще в апреле 2014 года Владимир Путин поручил создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу. В Мурманской области, на островах Земли Александра I архипелаг Франца-Иосифа, Новой Земле, острове Врангеля и мысе Шмидта развернуть радиолокационные посты и пункты наведения авиации. Усилить пограничные войска ФСБ.

Сергей Шойгу объявил, что в Арктике планируется в обозримом будущем создать соединение патрульных кораблей ледового класса. Этим соединениям предстоит решать задачи патрулирования прибрежной зоны, охраны объектов и территорий вдоль берегов северных морей и Северного Ледовитого океана, обеспечения прохода и сопровождения кораблей по Северному морскому пути, а также демонстрации военного присутствия в Арктике. А Северный флот станет основой нового Объединенного стратегического командования «Север» в Арктике. Это означает, что кроме «ядерного сдерживания», противодействия американским эскадрам в Атлантическом океане, морякам придется еще и обеспечивать безопасность всего арктического побережья России.

В составе командования «Север» есть дивизия ПВО, бригада морской пехоты, завершается формирование арктической мотострелковой бригады. Вторая арктическая бригада будет сформирована в течение 2016 года в Ямало-Ненецком автономном округе. На острове Котельный размещена передовая тактическая группа в составе современных противокорабельных и противовоздушных комплексов ПРО и ПВО ближнего радиуса действия - пушечный зенитно-ракетных комплексов «Панцирь-С1» и ЗРК «Тор-М2», радиолокационных и станции связи.

На вооружении тактической группы будут стоять многоцелевые гусеничные легко бронированные транспортеры МТ-ЛБ с крупнокалиберными пулеметами на башнях, сочлененные гусеничные бронетранспортеры ДТ-30ПМ «Витязь». Благодаря универсальности конструкции вездеход может успешно применяться в роли шасси для размещения комплексов вооружений, погрузочно-разгрузочного, землеройного, грузоподъемного и другого оборудования разного назначения. При массе в 30 тонн, вездеход обладает такой же грузоподъемностью и может перевозить до 19 человек. Максимальная скорость машины на суше - 45 км/ч, на плаву - 6 км/ч. Запас хода - 700 км.

Танков, тяжелой артиллерии и боевых бронированных машин в арктических гарнизонах не будет. Они там ни к чему, не приспособлены к передвижению по глубокому снегу, да и наступательных задач для них нет. В случае необходимости на выручку обороняющимся, в основном небольшим, в зависимости от места расположения, - до 150 человек, гарнизонам прилетят десантники. Такие учения и на Земле Франца-Иосифа, на Новой Земле и на Новосибирских островах российские военные уже проводили в 2014 году в рамках стратегических командно-штабных учений «Восток».

В целях обеспечения нормальных условий службы и быта военнослужащих в арктических широтах началось возведение специальных модульных военных городков замкнутого типа «Северный клевер» - с высоты жилой комплекс похож на трилистник. Это жилые модули с боксами на одного-двух человек смонтированные на свайной платформе. Как отмечают в Минобороны, здесь можно будет комфортно нести вахту вне зависимости от погодных условий. На улицу личный состав будет выходить только для несения вахты и дежурств. Помимо жилых и служебных помещений в закрытом комплексе будет все необходимое для отдыха и жизнеобеспечения: спортзал с сауной, клуб, собственные электростанции, водоочистные и канализационные сооружения, места для хранения и обслуживания техники.

Кроме того, на аэродромах Тикси и Анадырь, расположенных в зоне вечной мерзлоты, предполагается размесить самолеты фронтовой авиации. В первую очередь истребители-перехватчки МиГ-31, уже созданы условия для временного базирования на них стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Аналогичные аэродромы создаются на острове Котельный, на архипелаге Новая Земля (аэродром Рогачево) и на Земле Александры входящего в архипелаг Земля Франца-Иосифа. Всего в Арктике у России должно быть модернизировано и воссоздано 9 аэродромов, шесть из них в 2016-2017 году.

 

Рубеж обороны

 

Приведут ли действия России в Арктике к войне интересов? Этот вопрос все чаще задают себе эксперты. Пока, каких либо

На вооружении тактической группы будут стоять многоцелевые гусеничные легко бронированные транспортеры МТ-ЛБ с крупнокалиберными пулеметами на башнях, сочлененные гусеничные бронетранспортеры ДТ-30ПМ «Витязь».

ответных действий со стороны стран членов Арктического совета не последовало. Как и не появилось никаких документов юридически разграничивающих сектора территориальных притязаний в регионе. Возможно, что одна из главных причин этого заключается в том, что Москва действует в рамках международного права, осваивай свой собственный континентальный шельф. А уж, что мы делаем в рамках этого процесса никого в мире беспокоить не должно. Будь то нефтедобыча, транспортные перевозки или создание военных баз призванных сделать этот процесс безопасным.

Впрочем, для всего остального мира в наших действиях есть и хорошая новость. Сергей Шойгу заявил на недавнем заседании Русского географического общества, которое он возглавляет, что энтузиасты РГО вывезли с арктических островов и утилизировали 5 тысяч ржавых бочек, а на очистку Арктики от металлолома советских времен уже потрачено 700 миллионов рублей  - примерно $ 12 млн. по нынешнему курсу. И работа по экологическому оздоровлению региона, по словам министра, продолжится. Это ли не показатель того, что здесь есть настоящий хозяин.

Дмитрий Литовкин