Дизайн-сессия по разработке концепции образовательного пространства нового поколения прошла 5 июля 2019 года в рамках Московского Урбанистического Форума в пространстве «Заповедное посольство» парка «Зарядье». Молодежные команды, состоящие из студентов, аспирантов, молодых ученых из МГИМО, Академии им. Строганова, МАРХИ, РУДН при участии профессиональных исследователей, дизайнеров и архитекторов, в рамках четырехчасовой сессии разрабатывали подходы к концепции образовательного пространства нового поколения, учитывающие задачи продвижения экспорта образования, развития человеческого потенциала, а также интеграции образования в экономику и городское развитие.

Артем Мальгин: И в России, и во Франции идут процессы укрупнения университетов. Российский национальный проект «Наука» и федеральные проекты министерства образования, которые направлены на создание новой кампусной инфраструктуры, ориентированы на создание комфортных условий для студентов и преподавателей и развитие экспорта образования. Но создание современного конкурентоспособного образовательного пространства – не тривиальная задача. Кампусы ВУЗов должны быть интегрированы с экономикой и городской средой, а также с теми социальными процессами, которые происходят в обществе.

Гости форума из Франции и России, эксперты в области архитектуры, дизайна и образования выступили перед участниками сессии с мини-лекциями о том, как видится будущее кампусов и университетов в России и за рубежом. «Университета в старом понимании уже не существует, потому что сегодня цифровой мир может полностью или частично менять модель образования, которая у нас была, – обратился к участникам дискуссии специальный гость сессии Доминик Фаш, председатель совета директоров компании «Российский технологический фонд» (RTF), член совета директоров технопарка Sophia Antipolis (Франция). – Индустрия ХХI века – индустрия ума. Для нее нужна жизненная среда, возможность выходить на горизонтальный уровень. Сегодня главное топливо экономики не нефть, а мозги».

Создавать строения нового поколения должны представители именно нового поколения архитекторов и дизайнеров, считают организаторы мероприятия, поскольку эти представители являются частью генерации, которая будет развиваться, обучаться, разрабатывать, создавать. Новые форматы организации коллективного поиска решений на базе технологий дизайн-мышления могут стать эффективным инструментом для поиска концептов образовательного пространства нового поколения.

Артем Мальгин

Алексей Расходчиков: Мы уже второй год участвуем в работе российско-французского форума «Трианонский диалог» – это очень интересный формат для обмена опытом и сотрудничества между архитекторами, градостроителями и учеными из двух стран. Когда весной этого года коллеги сформулировали новую для нас задачу развития университетских кампусов, родилась идея конкурса архитектурных проектов с участием команд молодых архитекторов из Франции и России. Идея была простая – пусть вчерашние выпускники или сегодняшние студенты сами спроектируют свое образовательное пространство. Конечно это необходимо делать под руководством уже состоявшихся архитекторов, но обязательно с участием молодежных команд.

Участие в экспертной сессии приняли: Артем Мальгин, проректор МГИМО; Доминик Фаш, председатель совета директоров компании «Российский технологический фонд» (RTF), член совета директоров технопарка Sophia Antipolis (Франция); Тимур Башкаев, архитектор, основатель Архитектурного бюро Тимура Башкаева; Константин Зискин, заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ им. М.В. Ломоносова; Алексей Расходчиков, сопредседатель Фонда «Московский центр урбанистики «Город»; Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России; Алексей Щербинин, профессор Томского государственного университета; Александра Бобрецова, руководитель российской интеллектуальной конференции INRU; Ася Успенская, помощник проректора Московского архитектурного института; Андрей Языкеев, руководитель Калининградского отделения Международной академии детско-юношеского туризма; Вероника Холина, заведующая кафедрой региональной экономики и географии РУДН; Елена Попкова, президент АНО «Институт научных коммуникаций». Кураторами работы групп в проектировочном формате выступили промышленный дизайнер Александр Уваров и промышленный дизайнер, создатель и директор компании Wiesel Design, профессор Национального института дизайна Глеб Визель.

Алексей Расходчиков

Виталий Ставицкий: Мы видим острейший запрос студентов, аспирантов, молодых ученых в улучшении визуальных, эстетических, функциональных и технологических характеристик учебных зданий. Сооружения имперской и индустриальной эпохи монументальны, историчны и вызывают уважение, однако новая эпоха вместе с ее коммуникациями, технологиями, скоростью информации и междисциплинарностью требует новых помещений.

Итогом прошедшего мероприятия станет концепция современного образовательной пространства, которое может быть реализовано в проектах строительства новых кампусов, студенческих городков и научно-образовательных территорий не только в Москве, но и в других регионах России. Интерес к проектам создания новой образовательной среды также проявили специалисты из Франции, что открывает возможности продуктивного диалога и реализации совместных проектов ВУЗами обеих стран.

 Виталий Ставицкий