- Для каких целей был создан  проект «Большой Париж - Большая Москва» и чего вы добились на данный момент?

- Мы хотели начать диалог с французскими экспертами и специалистами, потому что у нас  несколько разные подходы. Они тоже реализуют достаточно большое количество крупных инфраструктурных проектов во Франции. Мы впервые начали общение на конференции MIPIM в Каннах в этом году, сейчас в рамках Московского Урбанистического Формула продолжили совместно с «Трианонским диалогом». Я думаю, что дальше это может быть очень интересная линия, разные технологии, разные подходы и, как справедливо заметил Морис Леруа, очень полезно друг у друга учиться, и мы хорошо друг друга дополняли.

- Такие крупные проекты влияют на города в лучшую сторону или есть подводные камни? Для чего необходимо это обновление?

- Это вынужденная мера, давайте говорить честно, это попытка властей как-то решить проблемы перенаселенных мегаполисов. Существуют проблемы транспорта, проблемы человеческих потоков, поэтому это мера вынужденная, попытка выйти из достаточно сложных ситуаций. Как правило, такие проекты заканчиваются в лучшую сторону.

- Сегодня говорилось о том, что не только Москва должна перенимать у Парижа какие-то свои целевые моменты, но также Париж у Москвы. Как вы на это смотрите?  

- Проект «Большая Москва» по темпам развития обогнал «Большой Париж», хотя стартовал позже. Сегодня уже создано самое главное  - создан транспортный каркас, на котором будет строиться вся территория. Франция немножечко отстаёт сейчас по развитию инфраструктуры, поэтому здесь мы уже впереди и можно у нас поучиться.

- Сейчас много внимания уделяется удобству горожан именно в плане транспортной доступности. Как Вы можете это прокомментировать?

- Действительно сделано очень много, введены десятки станций метрополитена, построены почти все магистрали, снизились пробки, но основная проблема, она тоже возникла достаточно давно, еще в девяностые, когда сломалась старая система жилья и работы. Тогда, например, работал ЗИЛ и около него  жили компактно рабочие завода, и,  как только завод перестал работать, началась маятниковая миграция. Люди едут из района в другой район на работу. Это очень сложно прогнозировать, это сложно как-то смоделировать, потому что у нас жилье в собственности, не арендованное, и человек ищет работу, которая ему более интересна. Возьмем, например, станцию «Авиамоторная», где находятся крупные офисные центры. Если побывать там утром или вечером, можно увидеть два потока: поток из метро и поток в метро. То есть жители района едут на работу в другие районы, но и в их район приезжает примерно столько же жителей из других районов Москвы. Отрегулировать это очень сложно, только за счет создания других центров в разных районах Москвы и создания какой-то комплексной системы занятости. Вот сейчас в рамках программы реновации, когда будут полностью модернизировать целые районы Москвы, закладываются новые очень интересные решения для организации коворкингов, для организации предприятий малого бизнеса. Когда проект делается с нуля , в него можно заложить всё, что действительно необходимо для района. Посмотрим, как это будет реализовано, возможно, районы реновации станут местом, где человек может жить, работать и удовлетворять свои потребности горожанина.

- Сегодня открываются новые транспортные узлы, активно строится Новая Москва и очень много другого. Что для Вас является основным показателем улучшений в Москве?

- На самом деле самым главным показателем того, что Москва изменилась, причем в лучшую сторону, и что москвичам  жить стало лучше и удобнее, для меня были результаты последних выборов президента. Вспомните, на прошлых выборах Москва едва набрала 35%. В этот раз более 60 % примерно наравне с Россией с другими регионами. Это, на самом деле, главный показатель того, что дела идут в правильном направлении и все проекты, которые реализуются, несмотря на имеющиеся критику, мы часто видим в интернете, они реализуются для людей и уже приносят результаты, ощутимые горожанами.