Фото sdelanounas.ruТрадиционный парад Победы-2015 станет рекордным по количеству показанных новинок в области вооружения и военной техники. Весьма велика вероятность того, что в их числе будут и новые бронеавтомобили повышенной защищенности семейства «Тайфун». В их создании участвовали более чем 120 предприятий и научных центров России. Без упоминания хвалебных слов, которыми пестрят некоторые публикации, вот что представляют собой эти специальные машины.

Бронеавтомобили «Тайфун» - семейство специальных бронеавтомобилей повышенной защищенности. Они предназначены для перевозки личного состава в районе боевых действий, а также для установки различного целевого оборудования или вооружения. Машины выполнены по технологии MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – «защищенный от мин и нападений из засад»), которая предусматривает высокую степень защиты от подрыва на минах и взрывных устройствах, а также высокие показатели баллистической защиты.

Бронеавтомобили могут быть использованы как базовые при создании других специализированных машин (связи, мобильных Бронеавтомобиль "Тайфун-у". Фото А. Соколовартсистем, разведывательных, командно-штабных, санитарных и других).

В настоящее время созданы два варианта бронеавтомобиля – «Тайфун-К» (бескапотный) и «Тайфун-У» (капотный). Все машины семейства унифицированы по двигателю (ЯМЗ-5367), боевой информационно-управляющей системе (БИУС), противоминной защите, подвеске и ряду других показателей. На всех машинах возможна установка дистанционно управляемого огневого модуля.

Бронезащита корпуса автомобилей комбинированная (керамика, сталь) и в совокупности с бронестеклами обеспечивает круговую защиту от пуль и осколков по четвертому уровню стандарта STANAG 4569 (устойчивость от пробития 14,5-мм бронебойной пулей типа Б-32).

Противоминная защита машин обеспечивается V-образным днищем с противоминным поддоном и полом на упругих элементах. Личный состав внутри бронемашины размещаются на специальных ударопоглощающих сидениях с подголовниками и ремнями.

Все эти меры обеспечивают поглощение и рассеивание энергии взрыва (уровень 3b по стандарту STANAG 4569) взрывного Двигатель серии ЯМЗ-536. Фото А. Соколовустройства под днищем и колесом машины массой 6-8 кг в тротиловом эквиваленте.

Машины оснащены современным шестицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-5367 мощностью 450 л.с. с турбонаддувом, шестиступенчатой автоматической коробкой передач, двухступенчатой раздаточной коробкой и ведущими мостами с планетарными редукторами.

При низком расходе топлива (40-42 л на 100 км пути) он обеспечивает высокую проходимость и движение со скоростью свыше 100 и около 50 км/ч по шоссе и пересеченной местности соответственно. Запас хода для обоих вариантов машин не ниже 1000 км.

Покрышки (типа Michelin) колес оснащены «боестойкой» вставкой Hutchinson, что обеспечивает движение на полностью спущенных колесах со скоростью до 50 км/ч. Планируется создавать бронемашины на колесных шасси другой формулы (4х4, 8х8) с централизованной системой автоматической подкачки шин.

Крыши машин имеют люки для экстренной эвакуации личного состава при опрокидывании. В герметичном обитаемом модуле Обитемый отсек бронеавтомобиля "Тайфун-К". Фото img-fotki.yandex.ruфильтровентиляционная установка ФВУ-100 поддерживает избыточное давление. Кроме того, машины оснащены отопительной системой и системой кондиционирования воздуха.

Машины семейства «Тайфун» оборудованы современными приборами ночного видения. На экране водителя может отображаться информация о состоянии узлов и агрегатов машины, а также результаты проводимой диагностики. Система спутниковой навигации позволяет автоматически передавать на командный пункт информацию о местонахождении и состоянии автомобиля, подключаться к внешним системам управления.

При необходимости машина может оборудоваться системой внешнего кругового видеонаблюдения. Она позволяет наблюдать за обстановкой из транспортного модуля и управлять бронемашиной через установленные в кабине мониторы, в том числе в ночное время.

Независимая управляемая гидропневматическая подвеска позволяет изменять дорожный просвет автомобиля в пределах 400 мм. Для эффективного торможения используются дисковые тормоза с антиблокировочной и противобуксовочной системами.

«Тайфун» при средней массе 24 т отвечает необходимым требованиям и может перемещаться по дорогам общего пользования.

Основные отличия

«Тайфун-У» - бронеавтомобили повышенной защищенности на базе армейского автомобиля Урал. Ранее сообщалось о Первая модель бронеавтомобиля "тайфун-У" (2011 год). Фото А. Соколовпроизводстве первой партии из 30 машин. На параде Победы будет демонстрироваться впервые.

Наиболее известны сегодня две модели этой машины – на базе «Урал-63095» и «Урал-63099» (колесная формула 6х6), которые отличаются конструктивно. Первая имеет трехместную бронированные кабину и отдельный пассажирский модуль на 12 человек, вторая – общий функциональный бронированный модуль. При сложенных вдоль бортов корпуса сиденьях машина может использоваться для перевозки грузов.

Посадка и высадка экипажа и десанта осуществляются через две бортовые двери кабины и одностворчатую распашную дверь кормового выхода соответственно. Двери оснащены пневмоприводами. Сиденья экипажа регулируемые с учетом массы сидящего, что снижает вероятность получения травм.

«Тайфун-У» на базе «Урал-63099» может преодолевать преграды с углом подъема 60 градусов, брод глубиной 1,9 м и вертикальную стенку высотой 0,6 м. Максимальная вместимость – 15 человек (3 экипаж и 12 десантников). В перспективе планируется создание трех типов капотных бронеавтомобилей с колесными формулами 4x4, 6x6 и 8x8.

«Тайфун-К» - бескапотный вариант на колесном шасси автомобилей  КАМАЗ. Первая демонстрация машины состоялась на параде Победы в 2014 году.

Бронеавтомобиль "Тайфун-К". Фото Е. ПряничниковаБескапотная схема обеспечила большую (19 человек), в сравнении с «Тайфун-У», вместимость. Кабина с одним спальным местом рассчитана на 3 человек. Обитаемый модуль в виде бронекапсулы с бойницами позволяет разместить 16 человек с личным оружием.

По мнению специалистов, бескапотный вариант несколько проигрывает «капотному» в защищенности. Вынесенный вперед моторный отсек является дополнительным буфером при наезде на мину передним колесом. В «Тайфуне-К» в аналогичной ситуации вся энергия взрыва придется на кабину.

Двигатель ЯМЗ-5367 может быть заменен дизельным (V8) двигателем разработки КамАЗа. «Тайфун-К» имеет два передних (для компенсации массы фронтальной части) и один задний ведущие мосты. В отличие от «Тайфун-У», оба передних моста управляемые. Двери кабины не имеют пневмоприводов и открываются вручную.

По стоимости «Тайфун-К» почти на треть превышает стоимость бронемашины «Тайфун-У» (35,8 млн. рублей). Это обусловлено значительным количеством используемых комплектующих зарубежного производства.

Разработан опытный образец с колесной формулой 8х8 под условным названием «Торнадо», который оснащен 550-сильным турбодизелем собственной разработки и аналогичной кабиной.

В настоящее время войска имеют около 50 единиц бронеавтомобилей «Тайфун-К».

 

Анатолий Соколов