Когда в США разразился скандал с прослушиванием, окончательно рухнула иллюзия, что Барак Обама чем-то отличается от своего предшественника, Буша младшего. Выверенный во всех деталях образ Обамы был специально создан в качестве альтернативы Бушу. Нынешний глава Белого дома в ходе своей предвыборной кампании выставлял себя борцом за мир, поборником гражданских свобод. И заявлял, что будет работать с ООН, а единоличное развязывание войн обещал прекратить.
Сейчас же президента вполне можно назвать Бушем III, и непонятно, станет ли он опять натягивать на себя овечью шкуру. Или наоборот, окончательно сбросит маску и станет абсолютным приверженцем безрассудной и разрушительной международной политики Буша младшего. Ответом, похоже, станут оба варианта: Обама по-прежнему будет «прагматичным политиком», в действительности же его действия на международной арене станут еще опаснее агрессивной доктрины предыдущей администрации.
А все потому, что Эдвард Сноуден, Россия и сирийский президент Башар Асад загнали Барака Обаму в угол. Мир увидел, что Соединенные Штаты далеко не всесильны. А Обама не может позволить себе быть слабым. Но, что еще более важно, он не может позволить, чтобы национальные интересы Америки были ущемлены на фоне политического и экономического роста Ирана, России и Китая.  Эта необходимость приведет к более агрессивной международной политике, на Ближнем Востоке опять будут развязаны войны, и усиление конфронтации с Ираном, Россией и Ираном неизбежно.
У правых в США никогда не было стольких поводов для нападок на Барака Обаму, и они с успехом высмеивают его за скандал со Сноуденом. Вот критика со стороны консервативного Heritage Foundation, института стратегических исследований США:
«Россия и Китай не пожелали выдавать Эдварда Сноудена – и это только один из примеров угасания американского влияния благодаря стараниям команды Обамы. Это понимают во всем мире. И теперь остается только наблюдать: кто еще захочет получить удовольствие от ущемления наших интересов».
Это не просто мнение какого-то политического обозревателя из лагеря правых, это вердикт, вынесенный американской политической элитой в целом, как демократами, так и республиканцами.
При этом Бараку Обаме надо отдать должное. Критику правых за его «слабую» внешнюю политику нельзя назвать полностью оправданной: в мире он действовал как ястреб из ястребов.
К примеру, он поддержал военный переворот против избранного правительства в Гондурасе, затем парламентский переворот в Парагвае; переправлял деньги крайне правым в Венесуэле для борьбы с правительством Чавеса. Не говоря уже про эмбарго против Кубы, оставшееся со времен холодной войны. Американские республиканцы были полностью согласны с этими действиями Обамы.
Множество примеров можно найти в Азии и на Ближнем Востоке. Вспомним его решение в духе Буша-младшего продолжить бессмысленную войну в Афганистане против талибов, с которыми он сейчас пытается безуспешно договориться о «почетном мире». Обама нарушил международные законы в Ливии, добившись бомбардировками смены режима в этой стране. В Сирии он продолжает разжигать разрушительную войну, поставляя деньги и оружие «повстанцам» во главе с исламскими экстремистами Про одобрение со стороны ООН здесь тоже речи не идет.
До сих пор Обама мог проворачивать все эти авантюры, не снимая маски «хорошего парня». Но ситуация изменилась. Эдвард Сноуден и сирийский президент на глазах всего мира унизили президента Обаму. И теперь он должен будет показать свои зубы, если еще кто-то захочет испытать Соединенные Штаты на прочность.
Сирия, к примеру, имеет для главы Белого дома первостепенное значение, поскольку он приложил массу усилий, чтобы сколотить коалицию для свержения сирийского президента. И если Обаме не удастся победить Башара Асада, его лакейская коалиция уже не будет безропотно подчиняться США в будущем, а, например, поддержит Иран или Россию. И чем глубже он будет увязать в сирийском болоте, тем меньше у него будет возможностей для отступления: это значительно снизит влияние США на Ближнем Востоке. Раз Обама сказал: «Асад должен уйти», у США не остается выбора, кроме как добиться этого любыми способами.
И еще очень важный момент. Если Сирии удастся отбиться от боевиков, поддерживаемых Вашингтоном, а может даже отразить прямое американское вторжение, запугать другие страны будет уже не так просто. А это становится критичным, поскольку экономическая мощь Соединенных Штатов слабеет.
Обама хотел бы, чтобы вторжение в Сирию было бы таким же политически безболезненным, как уничтожение Югославии Биллом Клинтоном, или его же собственный разгром Ливии. Но сирийские правительственные войска по-прежнему громят повстанцев на поле боя, и прямое вторжение становится все более неизбежным. Уже сейчас боевики Обамы получают современное  оружие напрямую из Соединенных Штатов. Их тренируют военные армии США, при этом американская группировка на сирийско-иорданской границе продолжает расти. А в качестве «средства обороны» здесь развернута современная американская система ПРО. Обама уже озвучил планы под невинным названием «обеспечение режима бесполетной зоны», что в реальности означает прямое военное вторжение.
Президент хорошо понимает, что он не может пойти на попятную в Сирии, ведь это сыграет на руку России и Ирану. Геополитическая напряженность на Ближнем Востоке, а можно брать и шире, достигла своего апогея. И один неверный шаг может стать причиной разрастания конфликта и даже послужить началом новой мировой войны.
Продолжающийся экономический кризис подталкивает американские корпорации к тому, чтобы требовать от «своих» политических партий, будь то республиканцы или демократы, более «смелых» действий. Ведь надо захватывать новые рынки, надо искать новые источники дешевой рабочей силы и сырья. У России и Китая – схожие цели.
Второй срок Барака Обамы только начался, а его корпоративные спонсоры требуют, чтобы он перестал быть ягненком и показал зубы – ведь на карте «национальные» интересы США! Сделав это, Обама покажет истинную суть американской двухпартийной системы.

Статья подготовлена канадским Центром исследования глобализационных процессов.

Перевод: Алексей Андреев