27 ноября истекает первый этап реформы местного самоуправления (МСУ). Именно к этому сроку все субъекты федерации должны были принять законы, которые определяют порядок выборов глав городов на своих территориях. Как пишет газета "Коммерсантъ", за полгода прямые выборы были отменены в 13 областных центрах. Еще в 19 субъектах выборы сохранились, но ни в одном регионе, где выборов не было, обратно их не вернули. 

Реформа МСУ позволяет властям субъектов федерации делить крупные города на самостоятельные внутригородские районы. Однако подавляющее большинство регионов этой возможностью пока не воспользовалось. На районы был разделен только Челябинск.

 

Первоначальный вариант

 

Реформа МСУ была запущена после того, как делегаты съезда муниципальных образований в 2013 году на встрече с президентом России Владимиром Путиным поставили вопрос о полномочиях МСУ и их финансовом обеспечении. В прошлогоднем декабрьском послании Федеральному собранию Владимир Путин заявил, что считает "важнейшей задачей уточнение общих принципов организации МСУ, развитие независимой, финансово состоятельной власти на местах".

В первоначальном варианте реформы были прописаны полномочия только для сельских поселений и внутригородских районов. А реформа предусматривала обязательную отмену выборов мэров в крупных городах с внутригородским делением и формирование гордум из делегированных районами депутатов. Реформа могла коснуться 67 крупных городов России.

 Суть реформы МСУ

Регионы сами определят способы избрания глав муниципальных образований: напрямую населением или из состава представительного органа власти. Вводятся два новых типа муниципальных образований – городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.

В крупных городах создадут собственные советы депутатов во внутригородских районах. Из районных депутатов будет формироваться городская дума. В муниципальных районах формирование представительного органа предлагается осуществлять путем делегирования от дум поселений, входящих в состав района муниципального района. Кроме депутатов в него могут входить главы поселений. Главу местной администрации, или сити-менеджера, будут назначать по контракту на срок, предусмотренный уставом, и не менее двух и не более пяти лет. Кроме того, предусматриваются его прямые выборы населением. 

Такой вариант многим показался чересчур уж жестким. Только 30% отзывов, поступивших в Госдуму из регионов оказались положительными. Мэр Саратова Олег Грищенко тогда высказывал опасение, что такая реформа внесет путаницу в выстроенную систему власти на местах. А занимавший на тот момент пост мэра Самары Дмитрий Азаров заявлял, что решение о выборе мэров должно принимать население.

В итоге ко второму чтению в проекте реформы были зафиксированы 16 полномочий, которые нельзя отобрать у МСУ, а вопрос о формировании власти на местах передали самим регионам.

Но регионы не смогли найти общего решения: одни субъекты высказались за прямые выборы, другие - за назначение глав администраций.  По словам главы Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), председателя профильного комитета Совета федерации Дмитрия Азарова "обе модели показали свои преимущества и недостатки".

"Где-то себя дискредитировали выборные руководители, где-то люди просто устали от выборов, где-то на этапе решения сложных задач — как сейчас с организацией чемпионата мира по футболу — есть необходимость мобилизации всех ресурсов, в том числе управленческих",—сказал он в интервью "Ъ".

 

Второй раунд

 

После завершения первого этапа реформы начинается второй этап, связанный с перераспределением полномочий. Этот этап не имеет временных рамок и дает самые широкие возможности для региональных властей. Такие законы уже приняли Приморский край, Московская и Орловская области, установив практически все значимые полномочия вместе с полагающимся для них финансированием на региональный уровень. Это касается градостроительной политики, дорожного строительства, похоронного дела, распоряжения землей и ЖКХ.

Когда же год назад муниципальная реформа только провозглашалась, речь, наоборот, шла о том, что местное самоуправление не будут лишать полномочий, а обеспечат финансированием те полномочия, что есть у МСУ сейчас.

 Марина СтароверкинаИнфографика "Коммерсантъ"