Ангела Меркель и ее блок Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС) триумфально победили на очередных выборах в немецкий бундестаг. Они получили 41,5% голосов по партийным спискам и 45,3% по одномандатным округам. И были в полушаге от большинства в парламенте, которого не получала ни одна немецкая партия с 1957 года.

Главная оппозиционная политическая сила – Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), от которой за пост канцлера борется Пер Штайнбрюк – набрала по партийным спискам 25,7% голосов. Это можно считать провалом.

Росинформбюро предлагает вашему вниманию два политических портрета основных участников этой предвыборной гонки.

 

Дуайен европейской политики

 

Ангела Меркель – первая женщина во главе Германии. Не Валькирия, не Лорелея, но она совершила подвиг, который не снился самым свирепым воительницам из древнегерманских мифологических поэм. Мало того, что она вскарабкалась на вершину и оседлала ХДС, но стала дуайеном западноевропейской большой политики – то есть руководителем государства, дольше всех занимающим свой пост.

Восемь лет она ведет куда-то родную страну, за это время повсюду в европах менялись правительства и президенты. А Ангела Меркель, судя по всем прогнозам и расчетам, еще четыре года пребудет в должности бундесканцлерин.

Во всей Европе по длительности срока пребывания в главном кресле с ней сравниться могут только президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко. В послевоенной истории ФРГ столь продолжительное правление было только у отца новой Германии Конрада Аденауэра и знаменитого Хельмута Коля. Теперь у них объявилась неожиданная наследница.

А ведь поначалу госпожа Меркель совсем не подходила для своей партии – восточная немка, большую часть жизни провела в ГДР, была пионеркой и учила русский язык. Протестантка, даже дочь лютеранского пастора. Наконец, женщина, и весьма эмансипированная. Но она заткнула за пояс всех католических чопорных конкурентов.

Ради этого пришлось на многое пойти и от многого отказаться. Хотя бы от материнства. А ведь сама Ангела была министром по делам женщин, и прекрасно знает, что европейская цивилизация вырождается от того, что цивилизованные европейки не считают нужным рожать. 

Пришлось пойти и на другие жертвы. Погрузиться в тухлый мир политических дрязг, устранять соперников, подсиживать покровителей, даже отрекаться от политического крестного отца Хельмута Коля, затянутого в пучину скандала.

Не по трупам шла, всего лишь по чужим репутациям. Но свою репутацию по пути пришлось потрепать. 

Политическая карьера как война: в ней всегда есть свои запланированные потери, и тактические хитрости, и манёвры. Просто бурей и натиском не обойтись.

Ангела Меркель пробилась к власти, оттеснив мужиков. И свершила маленькое чудо. Стала истинной die eiserne Frau, «железной дамой». И, пожалуй, единственной яркой звездой на унылом фоне безликих, бесцветных, бесформенных европейских функционеров типа Олланда, Кэмерона и им подобных.

 

Штайнбрюк в поход собрался

 

Пер Штайнбрюк называет себя социал-демократом. Этот политологический термин давно утратил свой первоначальный смысл (как, например, и слово «фашист» в России), но тот, кто совсем выворачивает партийную форму и содержание наизнанку, неизбежно политически прогорает.

Поэтому Штайнбрюк по гамбургскому счету – он родом из Гамбурга – с треском провалился. Он не смог составить заметной, достойной конкуренции железной фрау бундесканцлерин. 

От такого социал-демократа в гробах крутятся, словно турбины, и Клара Цеткин, и Роза Люксембург, и даже Каутский с Плехановым.

Пер Штайнбрюк – эксперт по финансам в период кризиса. На него существует большой спрос. Читает лекции, пишет статьи и книги, хорошо зарабатывает и не считает нужным свои доходы скрывать. Он не ворует, он честно платит налоги, однако его фигура совсем не вписывается в красивые речи о социальной справедливости, которую он обещает стране.

Да вдобавок этот кандидат жалуется, что у канцлера Германии слишком маленькая зарплата. И еще откровенничает на тему, что он, Штайнбрюк, дескать, предпочитает пить хорошее дорогое вино.

Да, конечно, гонорары ему многое позволяют. Да, разумеется, социал-демократ не обязан быть нищим бессребреником, и ему за работу тоже нужно платить.

Но это неподходящие темы для избирательной кампании. Электорат не любит слишком богатых и высокомерных, даже в Германии. Особенно если эти кичливые гордецы именуют себя социал-демократами, которые обещают «обуздать капитализм».

Понятно, что в современных условиях смешались все партии. Левые бесконечно обуржуазились, а правые лелеют и холят социальное государство. Но каждый политик должен играть ту роль, что указана в графе «действующие лица и исполнители». Иначе провалятся и получится, как в известной песенке с вариациями: «Штайнбрюк в поход собрался».

 

Николай Троицкий