Неслыханная, сенсационная новость пришла из Вашингтона. Бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден может сорвать встречу президентов наших двух стран. История беспрецедентная.

 

Саммит под угрозой срыва

 В информационной ленте это выглядит так: «Официальный представитель Белого дома Джей Карни заявил, что США разочарованы решением России предоставить Сноудену убежище и «рассматривают целесообразность» участия в двустороннем российско-американском саммите, который должен состояться перед саммитом G20 в этом году. Планы участвовать в G20 американские власти менять не намерены».

То есть, иначе говоря, из Большой Двадцатки американские товарищи пока выбывать не планируют. А вот отдельную встречу на высшем уровне Барака Обамы с Владимиром Путиным отменить могут. Такого в истории взаимоотношений наших государств еще не было никогда. Даже в суровые годы холодной войны.

 

Два мира – два Шапиро

Уж если Советский Союз и США в 70-е годы ХХ века договаривались о встрече своих лидеров – что случалось не часто, то не было никаких поползновений отменить саммит. И никакие представители Белого дома многозначительных намеков не делали: мол, надо еще «рассмотреть целесообразность».

Не было ни одного случая, чтобы генсек с президентом сначала условились встретиться, а потом передумали.

Потом, после ввода «ограниченного контингента» в Афганистан, встречи на высшем уровне прекратились. А при Горбачеве возобновились. И опять-таки не было ни одного случая, чтобы генсек с президентом сначала условились встретиться, а потом передумали.

Никакие «Сноудены» прошлых лет не могли им помешать. А их было немало в ту пору. Наши диссиденты вплоть до писателя Солженицына активно выступали против советской власти с территории Соединенных Штатов. Наши разведчики то и дело превращались во вражеских шпионов, тайно пересекали границу на замке, перебегали на сторону идеологического и геополитического врага.

Причем эти бывшие советские разведчики, опытные и матерые мужики, перетаскивали с собой на Запад куда более серьезные секреты, чем мог узнать за пару лет работы в спецслужбах молодой американец, при всех его допусках.

Однако эти явные подрывные действия не смущали советских руководителей. Как и американских – бурные кампании в защиту граждан США Анджелы Дэвис, Леонарда Пелтиера (который, кстати, до сих пор отбывает срок по весьма сомнительному обвинению) и голодающего доктора Хайдера, развернутые на просторах СССР. Идеологическая война шла своим чередом и не мешала налаживанию межгосударственных отношений вместе с так называемой «разрядкой напряженности».

 

Наши разногласия

Трудно поверить, что все изменилось до такой степени. Невероятно, чтобы какой-то беглец из американских спецслужб был в состоянии так сильно ухудшить отношения сверхдержав, как не удавалось антисоветчикам в эпоху холодной войны и «железного занавеса».  Отказ Обамы от двусторонней встречи и переговоров с Путиным – это настолько мощный демарш, что сильнее его только разрыв дипломатических отношений и объявление войны.

Отказ Обамы от двусторонней встречи и переговоров с Путиным – это мощный демарш, сильнее которого только объявление войны.

Понятно, что казус Сноудена – это только предлог и не более, чем частность. Хотя, безусловно, Вашингтон сильно напрягся по этому частному поводу. Ни одному государству не понравится такой международный разоблачитель – выходец из самых секретных спецслужб. Но в последнее время отношения России и США испортились отнюдь не только из-за временного политического убежища ЦРУшнику-программисту.

Наши разногласия гораздо острее проявляются, например, в Сирии, где США и Россия фактически поставляет вооружения двум противостоящим сторонам конфликта, как это было в период холодной войны во Вьетнаме и некоторых африканских странах. Тогда, правда, поставками оружия стороны не ограничивались, а посылали своих военных советников и специалистов. Впрочем, есть сведения, что и в Сирии происходит нечто в этом роде.

 

Четверо против одного

Да дело не только в Сирии. Есть и другие камни преткновения и «спорные территории» между Москвой и Вашингтоном. Например, Иран с его ядерной программой или Венесуэла, хотя на этих направлениях нет явных, открытых противоречий, но у нас слишком заметно расходятся позиции и интересы.

Американцы регулярно ловят в третьих странах, вывозят к себе, судят и сажают граждан России.

В то же время американцы регулярно ловят в третьих странах, вывозят к себе, судят и сажают граждан России. Таковых уже набралось четверо: торговец оружием Виктор Бут и летчик Константин Ярошенко уже сидят в США. Дмитрий Устинов, которого обвиняют в контрабанде оружием, будет вот-вот экстрадирован из Литвы. Тверской программист Александр Панин, которого называют хакером, уже арестован в Доминиканской республике.

Так сказать, четверо против одного несчастного Сноудена. И латентная конфронтация чуть ли не по всему миру. Налицо глобальное противостояние, чуть ли не такое же, как пору существования двух систем – социалистической и капиталистической. Идеологическая дилемма ушла в прошлое, формула «два мира – два Шапиро» более не актуальна. Но отношения наши – хуже некуда. Чуть ли не возвращается холодная война, только без «железного занавеса».

Чем же это может закончиться? Существует стереотипное мнение, что современная Россия не в силах противостоять США. Ведь даже куда более мощный СССР – и тот надорвался в «гонке вооружений». Но если вернуться в сегодняшний день, возникает вопрос: как Вашингтон может отомстить Москве «за Сноудена»?

 

Страшный сон

В Конгрессе поговаривают о неких санкциях против России. Что же имеется в виду? В худшем случае, это может произойти возвращение под другим соусом пресловутой поправки Джексона-Вэника.

На всякий случай напомню. Эта поправка к Закону о торговлеСША была введена в 1974 году. Запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию, а также другие права человека.

Поправка Джексона-Вэника пережила обоих своих авторов, противоречила здравому смыслу, но действовала вплоть до ноября 2012 года.

Поправка Джексона-Вэника пережила обоих своих авторов, противоречила здравому смыслу, но действовала вплоть до ноября 2012 года. При том, что никто ее не замечал, так как торговые отношения между нашими странами находились на предельно низком уровне, как в советскую, так и в постсоветскую эпоху. Невзирая на полную свободу эмиграции.

В этом смысле ничего ровным счетом не изменилось. И очередную отмену режима наибольшего благоприятствования в торговле как в Москве, так и в Вашингтоне никто не заметит.

А вот отмену саммита Обама-Путин заметят все. Но трудно поверить в то, что Вашингтон пойдет на столь крутые меры. В конце концов, выгодно ли США так явно и решительно отталкивать Россию?

Может случиться и так, что Москва при таком варианте взаимоотношений теснее примкнет к Пекину. РФ с Китаем и так периодически выступают единым фронтом, но только в Совете безопасности ООН, который слабо влияет на реальную мировую политику. Подобный союз двух ядерных сверхдержав не в кабинетном мирке ООН, а на просторах планеты не может не восприниматься, как страшный сон, здравомыслящими американскими политиками.

Недаром Барак Обама отказывается комментировать ситуацию со Сноуденом. Не собирается он по такому пустяку ссориться с Россией. Рано еще начинать такую борьбу за мир, от которой камня на камне не останется.

 

Николай Троицкий