За прошедший год, пожалуй, не осталось ни одного жителя нашей страны, кто остался бы равнодушен к взлетам, падениям и пике курса валют. От школьника до пенсионера каждый старался разобраться в том, куда же направляется доллар. Так что же действительно происходит с валютой: ждать дальнейшего укрепления или падения? И ждать ли нам очередного снижения ставки после заседания ЦБ в четверг?  

 Никита Исаев, директор Института актуальной экономики, кандидат юридических наук

Председатель Совета директоров Холдинговой компании Prime Group. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса. Кандидат юридических наук. Преподаватель кафедры предпринимательского права Московской Государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина (МГЮА). Основатель Молодежной школы бизнеса.

Не вдаваясь в набившую оскомину макроэкономическую риторику, стоит признать, что «линейного», прямого ответа на вопрос о валюте нет. Бал правит интерес. За дорогой рубль, прежде всего, выступает население нашей необъятной Родины. Снижение покупательной способности рубля после прошлогодней девальвации задело всех и каждого: лучшей инвестицией 2014 года официально признан доллар с его показателем роста в 72%. И это, на минуточку, в стране, завязанной на импорте. Еще одним субъектом экономики, выступающем за сильную национальную валюту, является малый и средний бизнес, цель которого – импортозамещение. Какими бы ни были благими цели этой предпринимательской ниши, но станки и основные средства все равно придется приобретать за рубежом. О бизнесменах, чьи экономические интересы сосредоточены на импорте, стоит сказать отдельно. Тот самый сегмент, динамику цен которого мы можем наблюдать воочию: ценники в магазинах бытовой техники менялись практически молниеносно, реагируя на каждую новость с валютного рынка.    

Кому не выгоден сильный рубль? Фактически олицетворению нашей экономики – экспортерам. Возможно, непосредственно сырье составляет не такую большую долю ВВП (11%), однако отрасли, связанные с сырьевым сектором, вместе с ресурсным экспортом формируют довольно весомый показатель в 20%. Стоит отдельно отметить, что также выиграли от девальвации те компании, которые смогли переориентироваться на зарубежного потребителя. Нетрудно догадаться, что в большинстве своем это ресурсные экспортеры.      

Общее между этими двумя группами все же есть: непременное участие иностранцев, зарубежного капитала. Для одних - это привычный уровень потребления, от которого весьма сложно отказаться, а для других – экспортные доходы.

Так что же будет с рублем и чего ожидать от Центробанка в четверг? Темп инфляции по сравнению с прошедшими месяцами 2015 года замедлился, в связи с чем, целесообразно ожидать дальнейшего снижения ставки на 100-150 б.п. Это в определенной степени оживит экономику, замедлит негативные процессы инфляции и безработицы, однако не остановит их.       

Стоит отдельно подчеркнуть, что средства Резервного фонда на поддержку экономики тратятся весьма активно: по заявлениям министра финансов, в этом году планируется потратить 3 трлн из 5. Что будет после – вопрос весьма дискуссионный. И эта неопределенность обязательно скажется на курсе: в настоящее время мы наблюдаем укрепление, но затем последует неминуемый спад.