Андрей Владимирович, ваша лаборатория занимается внедрением искусственного интеллекта в практической плоскости, в частности, по формуле машинного обучения. Расскажите.

 На базе созданного центра мы тестируем различные платформы и средства, чтобы сделать машинное обучение относительно доступным, понятным и удобным для использования. Сюда входит сбор данных, их разметка. На этой основе задаются алгоритмы искусственных нейронных сетей и внедряются в образцы специальной военной техники. На нашем стенде на форуме «Армия-2022» представлен образец платформы ГНС, разработанной Государственным научно-исследовательским институтом авиационных систем. Работаем также и с другими производителями, тестируем их оборудование для обработки разнородной информации подобными системами.

 А машинное обучение, если нас слушают и не понимают, что это такое?

 Машинное обучение — это понятие, тождественное с ИИ. На этот счет существуют различные мнения. Я бы сказал, что глубокие нейронные сети – это один из элементов машинного обучения.

 То есть машина сама учится?

 Это те алгоритмы, которые позволяют машине без явных математических правил обучаться на предоставленных ей данных.

В вашей лаборатории создаются информационно-аналитические системы на основе машинно-технического обучения?

 Мы работаем с информационно-аналитическими системами и нашей целью является их максимальное внедрение в вооруженные силы. Это новое направление анализа данных. Такие системы позволяют делать выводы из большого объема неструктурированной информации, точнее, группировать информацию, и на ее основе строить выводы. Результатом такой работы станет принятие управленческого решения в боевых системах или в повседневной деятельности.

 Что делается в развитии речевых технологий?

 Исследование по внедрению речевых технологий в системы военного назначения мы проводим совместно со специальным технологическим центром. У нас на стенде представлен макет программно-аппаратного комплекса систем, которым можно снабдить любые органы военного направления, где есть необходимость обработки большого количества речевой информации для последующей ее конвертации в текст и анализа уже другими системами. На основе данных систем можно создавать голосовых помощников, которые сейчас так распространены в гражданской, банковской и других сферах. Не лишними станут голосовые помощники и в системах военного назначения.

 То есть, военнослужащие смогут управлять техникой с помощью голосового помощника?

 Речевые технологии, как один из элементов ИИ, являются цифровыми технологиями сквозного применения. Соответственно,  для решения задач человеко-машинных интерфейсов они могут применяться в различных сферах. Как для управления боевой техникой, так и вне боевых систем. Пригодятся они в обработке обращений граждан, заменив собой операторов, отвечающих на обращения по телефону. Кстати, если человек уже обращался ранее и есть в базе, т.е. система его идентифицировала, голосовой помощник будет вести с обратившимся полноценный диалог в рамках заложенных возможностей.

Ну и все эти наработки невозможны без элементной компонентной базы, того, что специалисты называют железом. Сейчас этот вопрос остро стоит в условиях, которые нам создали западные партнеры. Мы вынуждены оперативно решать этот вопрос. Каким образом?

 Все верно, и эту задачу мы решаем довольно давно. Мы работаем, в первую очередь, в интересах Министерства обороны РФ, а затем уже решаем задачи двойного назначения. Поэтому мы тесно сотрудничаем с ведущими производителями отечественной компонентой базы ТНЦ «Модуль», МГТУ им. Баумана. На форум мы привезли образец мини-центра обработки данных, полностью состоящий из российских компонентов, на отечественных процессорах, ускорителях.

Беседовал Олег Павлов