- Владимир Анатольевич, на ваш взгляд, чем сегодня Союз оружейников отличается от того, который был при жизни Михаила Тимофеевича Калашникова?

- Создание союза было личной инициативой Михаила Тимофеевича Калашникова, союз был создан в 1994 г. В свое время Союз объединял конструкторов и ведущих производителей стрелкового оружия и был этаким закрытым элитарным клубом для своих. Сейчас мы немного меняем подход и стараемся делать все, чтобы Союз оружейников не только объединял конструкторов и производителей, но и был площадкой для обсуждения имеющихся в отрасли проблем и успешных попыток их решений.

- На форуме ваша организация участвует в двух круглых столах. Один из них был посвящен стрелковой отрасли, как основному элементу мобилизационной готовности России. О чем здесь идет речь?

- Мы понимаем, что любой, даже заряженный автомат — это ничто без умеющего его использовать человека. И стрелковую подготовку нужно начинать рано. В свое время существовала целая система, начиная со школьной скамьи, заканчивая допризывной подготовкой. Вооруженные силы получали практически подготовленного человека, который знал, что такое стрелковое оружие. По крайней мере, обычный автомат Калашникова для него не был секретом. Сегодня же, к сожалению, это не так, и бремя подготовки военнослужащих полностью ложится на силовые структуры.

- Насколько важны вот такие встречи на форуме?

- Форум, действительно, уникальная площадка, где встречаются представители законодательной и исполнительной власти, регуляторы, лидеры, флагманы отрасли, поэтому здесь возможно увидеться с заказчиком, с конструкторами, увидеть линейку всех производителей от начала до конца. И, конечно, обсудить все проблемы и болевые точки нашей отрасли с возможными путями их решения.

- С кем обсуждали на форуме вопросы, которые вы обозначили?

- Представители лицензирующих органов, регуляторы в лице Росгвардии, МВД, Минспорта, депутаты ГД, представители стрелковых ассоциаций и всероссийских объединений владельцев оружия. А также экспоненты, кто участвует в выставке форума, и члены союза, приехавшие специально на это мероприятие. Получилось достаточно широко, объемно, и мы даже не ожидали, что будет столько людей.

- Сейчас обсуждают импортозамещение. Сейчас мне представляется, что стрелковое оружие - наше экспортное преимущество, мы знаем даже целые государства, где «калаш» включен в герб. Тем не менее, насколько отрасль зависит от импорта? 

- Мы целенаправленно изучали по отрасли этот вопрос и, к сожалению, сильно не отличаемся от многих других отраслей в оборонке. У нас в технологической составляющей присутствует импортное оборудование, и по некоторым предприятиям его доля достаточно высока. Да, существуют риски сбоя поставок комплектующих для этого оборудования, поэтому очень многие производители гражданского и служебного оружия занимаются поиском и замещением импортного технологического парка на отечественный. Начиная с 2014 года многие предприятия, находящиеся под секторальными санкциями, понимали это и готовились.

- Есть какие-то законопроекты, необходимые для развития оружейной отрасли, которые нужно принять именно сейчас?

- Если мы опять вернемся к стрелковой подготовке, то надо создать государственную систему стрелковой подготовки во всех довузовских образовательных учреждениях. А это внесение изменений не в один закон, глобальная работа. Затем, регуляторная гильотина, проведенная в прошлом году по многим отраслям промышленности, позволившая очень многим отраслям вздохнуть и почувствовать облегчение, в сфере оборота оружия проведена не была. Этому способствовали определенные обстоятельства, которые были связаны с использованием оружия на территории России. Но, в целом ситуация изменилась, и необходимо провести механизмы по регуляторной гильотине для того, чтобы выявить нормы, которые, грубо говоря, совсем уже устарели, и в нынешних условиях проведения специальной военной операции не могут применяться, так как надо быстро двигаться вперед. Но эта работа небыстрая, требуется глубокий анализ для того, чтобы соблюсти баланс между развитием и безопасностью, потому что стрелковое оружие может, к сожалению, попадать не в те руки. Мы должны защитить наших граждан от этих проявлений.

- Союз оружейников России существует уже 30 лет. Почему он так важен для жизнедеятельности самих оружейников?

- Союз оружейников достаточно разношерстная структура. Это часть предприятий, которые производят классическое оружие – огнестрельное, часть предприятий, которые производят высокоточное оружие, например, снайперские винтовки. Часть предприятий, которые делают только пневматическое оружие. Кто-то работает над патронами. Есть конструкторские бюро. И у каждого предприятия свои задачи, свои проблемы, которые они самостоятельно решить не могут. Союз создан для совместной работы над решениями важных для отрасли проблем.

- Получается, что на таком форуме, как» Армия 2022», вы можете донести консолидированное мнение оружейников?

- Конечно. Именно сегодня было принято и поддержано депутатами, регуляторами решение о том, что все предложения, замечания, которые были высказаны в устном порядке, донести до регуляторов в письменном виде с конкретными предложениями.

- Как вы оцениваете оружейную культуру России? Вот в той же Америке, где стрельба идет непрерывно, чуть ли не каждый день, у нас это все-таки ЧП.

- Знаете, вот самих этих названий – масшутинг, скулшутинг, нет в русском языке, они пришли из английского. До определенного момента такого явления у нас в России не существовало. Соответственно, как только мы отказались от системы допризывной подготовки, которая готовила молодое поколение, мы не имели таких явлений. Сейчас культура использования оружия — это тема не сегодняшнего дня. Как научить детей, как объяснить им, что это с одной стороны опасный предмет, но, с другой, это предмет, который в случае опасности может тебя защитить. Здесь нужен баланс, культура, мы потихонечку туда придем. Это для Союза оружейников неосновное направление работы, но одно из важных. Потому что, такие уродливые явления, как использование оружия не по назначению, для оружейной сферы - один из самых болезненных ударов. Поэтому, чем их будет меньше, тем для российских оружейников будет лучше.