Олег Эдуардович, сейчас мы наблюдаем картину, когда безработица в нашей стране находится на минимуме, к великой зависти наших недругов. Санкции сделали своё дело, но имели совсем не тот эффект, который они ждали, на который рассчитывали, когда их вводили. Заработали предприятия на полную мощь, неслыханными темпами открываются новые производства. Возникла потребность в рабочих профессиях, причем в квалифицированных. Какую картину, как специалист, наблюдаете здесь вы?

Надо признать, что ещё пару лет назад в стране наблюдался дефицит квалифицированных кадров, прежде всего в среде рабочих профессий. Нынешняя ситуация этот дефицит усилила. Вы совершенно правильно говорите о том, что произошла интенсификация производства в стране, добавились рабочие смены, предприятия. Со стороны подавляющего большинства промышленных предприятий мы видим резко возросший запрос именно на квалифицированные кадры. Это прежде всего выпускники системы среднего профобразования. Кроме того, что возрос спрос, естественно, возросли требования к этим людям. Не секрет, что большая часть вакансий размещена в сфере оборонно-промышленного комплекса, который свою специфику имеет и предъявляет особые требования к видам работ и к условиям труда.

И к качеству выполненных работ.

Так совпало, что именно в этот период в стране запустился федеральный проект «Профессионалитет», который нацелен на коренное улучшение среднего профессионального образования. Здесь и подготовка кадров, и переподготовка мастеров производственного обучения, то есть тех преподавателей, наставников, которые учат специалистов. Это и программа переподготовки действующих сотрудников. Целый комплекс мер, включающий в себя улучшение материально-технической базы образовательных учреждений. И благодаря этому сейчас на рынок выходит большее количество хорошо подготовленных специалистов, но их всё равно не хватает. Поэтому многое нужно сделать, чтобы этот пробел восполнить. Я недавно видел статистику, прогноз, где было сказано, что дефицит кадров на российском рынке труда, скорее всего, в той или иной степени продлится до 2030 года.
 
Это с чем связано? С демографией или с нежеланием идти?
 
Тут играет роль и демография, и резко возросший спрос на специалистов в определённых видах профессий. Соответственно, для того, чтобы этот спрос восполнить, нужно машинку образования качественным образом трансформировать.
 
Мы все помним, что в советское время профессиональному образованию уделялось пристальное внимание. Также помним, что в так называемые лихие 90-е закрывались предприятия, вместе с ними почти исчезло профтехобразование. Сейчас приходится возрождать. Насколько это трудно?
 
Вы перечислили ряд факторов, которые повлияли на рынок труда. Надо сказать, что за последние 30 лет мощный толчок получили технологии. А на практике получается, что там, где внедряются передовые технологии, количество рук рабочих уменьшается. И мы это видим в процессе обновления производственной базы крупных предприятий, когда целые цеха, где трудились сотни людей, модернизируются, появляется новое оборудование, на обслуживание которого требуются уже не сотни, а десятки людей. В этом смысле есть изменения не только количественные, но и качественные.Насколько это трудно? Наверное, это трудно прежде всего для тех, кто учится, стремится получить профессию. Потому что объём и уровень знаний, необходимый сегодня для выхода на рынок труда, значительно отличается от того, что было раньше. И сегодняшние специалисты, именно квалифицированные кадры, уже ближе к инженерам, чем к просто рабочим. Здесь стоит отметить, что со стороны школьников к такого рода профессиям интерес резко возрос. На сегодняшний день около 63% выпускников школ выбирают именно среднее профессиональное образование, а не высшее, с тем чтобы быстрее пройти процесс подготовки, получить профессию, быстрее выйти на рынок труда и получить достойную зарплату. Потому что сегодня достойная зарплата специалиста такого уровня весьма приличная.
 
Многие руководители предприятий отмечают, что их специалисты получают высокую зарплату, отмечают, что предприятия всерьез озаботились профессиональной подготовке работников специалитета. Получается, что предприятие тоже заинтересовано получать кадры и каким-то образом участвовать в этом?
 
Вообще вся система подготовки рабочих кадров в стране построена именно на принципах взаимодействия между системой образования и индустрией, предприятиями. Причем это касается не только промышленности, но и сферы услуг, других сфер. Поскольку предприятия являются первыми потребителями кадров, то, наверное, они лучше понимают, какой именно специалист, какого уровня, какой специфики подготовки им нужен на рабочем месте. Я сейчас занимаюсь проектом Всероссийского чемпионатного движения. Это новое движение профессионального мастерства в рамках федерального проекта «Профессионалитет». И основной принцип даже в соревнованиях в том, что должен быть индустриальный партнёр. Если нет взаимодействия в рамках профессии между образовательными организациями и индустрией, значит, скорее всего, не так уж велик спрос на те специальности и профессии, которые они готовят. И вы совершенно правильно отметили, что предприятия, которые заинтересованы в получении новых молодых кадров, вкладываются оборудованием, расходными материалами, являющимися значительной статьей расходов для образовательных учреждений в процессе практической подготовки. Они вкладываются также своими специалистами. В этом году многие действующие специалисты предприятий, компаний и организаций являются экспертами, которые помогают модернизировать образовательные программы для студентов колледжей, работают с молодёжью, школьниками. Участвуют они и в чемпионатном движении на наших мероприятиях, которые проходят в течение всего года в 89 субъектах страны, эти индустриальные эксперты оценивают работы студентов и школьников, чтобы выявить лучших в стране.
 
Вы уже сказали, что 63% школьников уже выбирают специалитет, профессиональное образование. Это было ещё в советские времена… кто в ПТУ шёл? У кого нет никаких перспектив поступить в вуз. А что делается для повышения престижа профессий этих, помимо зарплаты?
 
Такая категория учащихся, безусловно, есть всегда. И в этом нет ничего плохого. Многие из ребят, которые, пошли, потому что некуда больше идти, на самом деле в процессе обучения находят себя.
 
Счастливы, что пришли?
 
Да, безусловно. Это возможность для построения индивидуальной траектории. Многие школьники, когда выбирают место обучения, руководствуются в значительной степени желаниями собственных родителей. И многим, в общем, практически всё равно, куда пойти. Так и получается, что они приходят в то или иное образовательное учреждение и понимают, что это не их – и уже выбирают профессию, которая им нужна. Либо в процессе получения образования находят себя и им становится интересно, они достигают каких-то результатов, и потом уже идут работать. Но в этом смысле очень важно как раз на более ранних стадиях проводить с ребятами профориентационную работу, разрабатывать и внедрять инструменты взаимодействия между наставниками и учениками, для того чтобы ещё на школьной скамье сформировать у них понимание того, какая профессия им интересна, хотя бы направление, какое им интересно, для того чтобы потом сделать выбор. Сейчас очень много таких инструментов в России. Со стороны школьников мы видим живой отклик на эту тему. Как раз тот самый процент – 63%, он появился, в том числе, благодаря этой работе. А с точки зрения престижа… я уже упоминал про чемпионаты профмастерства, и в информационном поле сейчас очень много материалов, сообщений на эту тему, дающих возможность посмотреть, понять, что за профессии и специальности. Условно, есть такие профессии и специальности, которые сейчас просто на пике, на острие технологий. Те же операторы беспилотных летательных систем. Или операторы станков с числовым программным обеспечением.
 
Это тоже профтехобразование…
 
Да, это профтехобразование. Есть масса творческих профессий, которые привлекают ребят. И эти профессии применимы на промышленных предприятиях, и в армии, и много ещё где. Поэтому престиж профессии складывается не только из суммы, которую, как вознаграждение, будут получать специалисты, но и из среды, в которую они попадают.  Нынешние колледжи, попавшие в программу «Профессионалитет», обновили материально-техническую базу, создали новые мастерские и пространства для обучения студентов, а также обновили свои общежития, то есть, создали среду для качественного профессионального обучения. Поэтому, молодежь туда охотно идет учиться.
 
А каким оно вам видится в будущем, ведь явно, если проводите чемпионаты, какие-то соревнования, у вас есть цель. Чего хочется достичь? Каким вы видите профтехнобразование… возьмём средний срок – лет через 10?
 
Я хочу сказать, что 10 лет – это уже, наверное, не средний. Это достаточно серьёзный срок. 5-7 лет – среднесрочное планирование. Я хотел отметить, что, конечно, всё, что в этой сфере делается, оно, на мой взгляд, в первую очередь делается как раз для той молодёжи, которая идёт в сферу среднего профессионального образования для построения своего будущего. Конечно, хочется, чтобы и среднего профессионального, и высшего обладали не только помещениями и спецоборудованием, но и становились привлекательной средой для студентов с высококлассными преподавателями, интересными программами. Обладали бы той базой, которая бы привлекала, рождала бы желание получить образование именно в этом месте. Ведь не секрет, что значительная часть молодёжи желает получить образование за рубежом, а на мой взгляд, у нас, внутри страны, достаточно замечательных мест для получения образования, как среднего профессионального, так и высшего. Естественно, есть какие-то передовые колледжи, их десятки. Но есть и масса организаций, где дают очень хорошее образование по самым современным профессиям и востребованным специальностям, в том числе и в сфере оборонно-промышленного комплекса и инженерным специальностям, попадая туда, получаешь удовольствие от того процесса. Иногда, посещая такие учреждения, хочется пойти учиться. Даже мне.
 
Повышение квалификации кадров – это тоже следующий уровень?
 

Есть целые программы, во-первых, по повышению квалификации, во-вторых, по переподготовке, когда уже состоявшиеся в профессии люди по той или иной причине меняют направление деятельности. Например, в силу повышения спроса на ту или иную специальность в рамках какого-то крупного предприятия. Изменение номенклатуры выпускаемой продукции, которое требует других навыков. Всё это повышение квалификации и переподготовка. И в том числе на базе тех мастерских, которые в стране созданы с самым современным оборудованием, самыми современными программами подготовки, такое повышение квалификации возможно, и оно проходит. Здесь хочу отметить интересный факт — больше 10 лет назад, когда у нас зарождалось системное чемпионатное движение в стране, мы были в роли догоняющих, смотрели на то, какие программы подготовки есть в мире, стремились их узнать, привнести на территорию России и подтянуть собственные знания в этой области. Но сегодня совершенно точно можно сказать, что многие страны обращаются к нам за тем, чтобы узнать наши системы подготовки, знакомятся с нашей материально-технической базой, для того чтобы у себя организовать что-то подобное.

Беседовал Олег Павлов