«Плоский разворот», «воронка», внезапное ускорение, недоступное другим винтокрылым машинам, - все это делает российский вертолет Ка-52 уникальной боевой машиной. Недавно к своим достоинствам комплекс добавил еще один штрих - возможность базирования на кораблях Военно-морского флота. На форуме Армия-2015 в подмосковной Кубинке военные впервые продемонстрировали «палубный» вариант Ка-52К «Катран». А «Росинформбюро» смогло лично поговорить о возможностях новой машины с генконструктором ОАО «Камов» Сергеем Михеевым.

Отличить морской Ка-52 «Катран» от его же «сухопутного» аналога Ка-52 «Аллигатор» без подсказки специалиста невозможно. Внешне обе машины одинаковы. Но стоит Сергею Михееву начать перечислить нововведения и конструкторские находки, реализованные на «Катране», как понимаешь, что в России появился совершенно новый боевой вертолет для флота.

«Палубный вертолет, - рассказывает конструктор, - создавался специально для больших французских десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». Нам надо было решить несколько задач базирования машины в ограниченном корабельном пространстве: сделать складные лопасти и крылья, решить проблему влажности».

 

Заложник обстоятельств

 

 

Михеев не скрывает, что именно «французский заказ» Минобороны сыграл для его детища решающую роль. Судьба Ка-52 по-своему драматична. Его предшественник - Ка-50 «Черная акула», - то выбирался военными в качестве основного ударного вертолета для армии, то попадал в немилость, и о нем забывали. В итоге военные выбрали основным ударным вертолетом его главного конкурента - Ми-28Н «Ночной охотник». Одной из главных претензий к «Черной акуле» стала ее чрезмерная

На вооружении вертолета стоят три пушки: одна 30 мм как у боевых машин пехоты - БМП, и две 23 мм размещаемые на «крыльях» машины в специальных контейнерах.

иновационность. Например, в машине, в отличие от всех других ударных вертолетов, был всего один пилот. Военные просто испугались, что ему будет не под силу в одиночку и маневрировать на высоких скоростях и предельно малых высотах, и к тому же вести одновременно обстрел нескольких целей. 

Ка-52 «Аллигатор» стал работой «над ошибками». В угоду требований Минобороны, его сделали двухместным, посадив двух пилотов плечом к плечу. На Ми-28 пилоты сидят, как и в американском «Апаче», один за другим. Как и у предшественника, у «Аллигатора» фирменная камовская соосная схема винтов. Благодаря этому, он способен выполнять недоступные ни американскому АН-64 «Апач» или Ми-28Н маневры: совершить «плоский» - практически на месте - внезапный разворот. Этот маневр позволяет не только взлетать-садиться с ограниченных площадок при любых направлениях ветра, но еще и «стартовать» с режима висения с большим ускорением, нежели его одновинтовые собратьев, чем достигается невиданная для них маневренность ведения боя. Кроме того, ему доступен на больших скоростях полета горизонтальный маневр, как «воронка» - боковой вираж, во время которого выполняется боковое перемещение вокруг цели на неизменной высоте.

«Аллигатор» предназначен для уничтожения танков и другой бронетехники противника. Может бороться с медленно летящими воздушными целями. Вести разведку и обеспечивать огневую поддержку войск. Так как вертолету приходиться действовать практически на переднем крае боевых действий, кабину пилотов бронировали, защитив их от прямого попадания пуль калибра 12,5 мм и осколков 20-мм снарядов. Из-за серьезного бронирования в войсках машину даже прозвали «летающим танком».

На вооружении вертолета стоят три пушки: одна 30 мм как у боевых машин пехоты - БМП, и две 23 мм размещаемые на «крыльях» машины в специальных контейнерах. Боезапас каждой из них 500 снарядов. Кроме того на вертолете может быть установлена зенитная-ракетная система «Игла» для поражения воздушных целей, противотанковые ракеты «Вихрь» или пусковые установки неуправляемых ракет - НУРС.

 

Боевой разворот

 

В армию Ка-52 «Аллигатор» попал в качестве вертолета огневой поддержки сил специального назначения. То есть, как и солдаты этого подразделения, стал «штучным» изделием. Ветер перемен подул оттуда, откуда никто не мог и предположить. Командование ВМФ решило покупать французские «Мистрали». Единственным ударным вертолетом, который мог бы на них базироваться, оказался Ка-52. Собственно, так началась судьба третьей модификации «Черной акулы».

«Вертолеты «Камова» традиционно создавались в интересах ВМФ, - говорит Сергей Михеев. - Соосная схема подходит для этого как никакая другая. На наших машинах нет хвостового винта, что позволяет не только безопасно маневрировать в ограниченном пространстве, но и совершать взлет и посадку в любых погодных условиях, даже в шторм».

Ка-52К «Катран» получил «новое» укороченное, складывающееся крыло. По словам Михееева, вертолет убирает его так же, как жук складывает свои крылья за спину. Была создана новая винтовая колонка, благодаря которой можно складывать лопасти машины. Создана система кондиционирования воздуха, благодаря которой можно эксплуатировать машину во влажном морском воздухе. Но самые главные изменения коснулись боевых возможностей вертолета.

«На «Аллигаторе» у нас по три точки подвески вооружения, - объясняет Михеев, - На «Катране» крыло короче, поэтому есть всего одна точка подвески. Зато само крыло усилено и может выдержать нагрузку до 1 тонны. Собственно, именно это и подвигло нас на то, чтобы разместить на новой машине противокорабельные ударные ракетные комплексы - крылатые ракеты Х-31 и Х-35».

 

Тени над морем

 

Размещение на ударном вертолете противокорабельных крылатых ракет - ход не просто оригинальный, а, можно сказать, революционный. До этого на флоте их могли применять только палубные истребители Су-33 или МиГ-29К/КУБ. Теперь получил возможность и вертолет Ка-25К «Катран».

Для понимания, уникальность ракеты Х-31 заключается в том, что это фактически уменьшенная версия противокорабельной сверхзвуковой ракеты 3М-80 «Москит», стоящей на вооружении эсминца 956 проекта типа 

«Современный». Ракета имеет сверхзвуковую скорость, летит практически над поверхностью моря на высоте 3-5 метров, из-за чего ее невозможно обнаружить средствами радиолокации, и доставляет к цели 100-килограммовую фугасную боевую часть. А может и ядерную.

Х-35 также базируется на кораблях или береговых мобильных комплексах «Бастион» (две пусковые установки этих машин впервые демонстрируются на Армии-2015). Ее особенность в пассивной головке самонаведения. Во время полета ракета не «сканирует» пространство в поиске цели, а принимает сигнал от цели - фактически проводя весь полет в режиме «радиомолчания», из-за чего ракету (как и ее напарницу Х-31) невозможно обнаружить средствами радиолокации. В свое время Х-35 даже хотели купить американцы. В США планировали ставить головки наведения от Х-35 на собственные ракеты AGM-84 Harpoon. Обе ракеты похожи, как близнецы-братья.

«Это серьезные противокорабельные ракеты, - говорит конструктор, - но они уже «старые» и «большие». Работа над «Катраном» дала нам импульс для проработки проекта нового вертолета. С новыми характеристиками и возможностью размещения на нем большего количества современных компактных ракет. На новой машине мы думаем разместить торпедный отсек».

 

Новый «Прибой»

 

Когда появится новинка, Сергей Михеев не уточнил - 8 апреля 2014 года Минобороны подписало контракт на поставку 32 серийных вертолетов Ка-52К, из которых первые 12 должны быть изготовлены в 2015 году. Всего же до 2020 года по Госпрограмме вооружения армия должна получить более 120 таких вертолетов. Так что боевая жизнь «Катрана» только начинается. Тем более что на форуме в разделе экспозиции Военно-морского флота моряки впервые показали и «палубу» на которой будут базироваться эти машины. Наш собственный универсальный большой десантный вертолетоносец «Прибой».

По своим характеристикам это корабль водоизмещением 14 тыс. тонн. Имеет длину 165 и ширину 25 метров. На нем могут быть размещены до 12 ударных или противолодочных вертолетов. В трюме до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев.

Собственно, по этим параметрам, а также зная количество заказанных Минобороны «Катранов», легко можно представить, какую группировку кораблей этого класса планирует в ближайшее время развернуть Военно-морской флот. Серия более чем серьезная, а значит, у нового вертолета «Камова» есть прекрасные перспективы. Причем, как дал понять конструктор, не только в нашем ВМФ.

Дмитрий Литовкин