Минобороны объявило тендер на разделку списанных и снятых с вооружения военных самолетов и вертолетов.

Всего в ближайшие два года планируется утилизировать 283 самолета и 139 вертолетов. В их числе бомбардировщики Су-24 (103), учебно-тренировочные Л-39 (28), Ан-2 (28), высотный истребитель-перехватчик МиГ-31 (23), вертолеты Ми-24 (51) и Ми-8 (87) различных модификаций, а также самолеты Ан-2, Ан-12 и Ан-26. Стоимость всех работ по утилизации оценивается в 40 млн. рублей, сообщает газета «Известия».

В число самолетов, подлежащих утилизации, попали первый опытный образец Ту-160 (хранится в подмосковном Жуковском) и последний из первых сохранившихся серийных бомбардировщиков Ту-22М серии «ноль» (находится в поселке Средний Иркутской области). Помимо этих машин, в списке утилизируемых специальные самолеты Ан-26 (используются для настройки систем посадки военных аэродромов, осталось менее 10) и самолеты радиотехнической разведки Ан-26РТ, которые находятся сейчас на читинском аэродроме.

Будут утилизироваться вертолеты типа Ми-24А «Крокодил», вертолет радиохимического дозора Ми-24Р, а также один из последних экземпляров транспортного Ми-6. Вся авиационная техника, подлежащая утилизации, находится либо на военных аэродромах, либо на авиаремонтных заводах, а около 20 самолетов осталось на уже закрытых и не эксплуатируемых аэродромах.

Военный эксперт, главный редактор журнала «Авиапанорама» Павел Иванов считает, что «утилизация – естественная заключительная стадия жизненного цикла летательного аппарата». Все они являются подотчетной собственностью Минобороны и говорить о том, что «утилизация в принципе недопустима» «преступно наивно». По его мнению, добиваться приостановления процесса утилизации до формирования перечня музейных экспонатов на федеральном уровне «сейчас нет оснований».

А ведь  уникальные самолеты нужно еще доставить в музей.  Но как?  Перелет будущих экспонатов к местам постоянного размещения «вообще фантастика».  «Одни уже не могут летать, а другие могут поднять только летчики испытатели. Но ведь в Министерстве обороны знают каких самолетов нет в музеях и немедленно разделывать их – действительно преступно» – говорит Иванов. (рис.3)

 

Анатолий Соколов