15 мая в Государственной думе состоялись парламентские слушания Комитета ГД  по бюджету и налогам. На обсуждение были вынесены «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2015 год, также говорили о перспективах на 2016-2017 годы. Мероприятие это плановое, как правило, проходит в мае, поэтому особых сенсаций в его рамках не произошло.  

Открыл мероприятие спикер Госдумы Сергей Нарышкин. С докладами выступили глава Минфина Антон Силуанов, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Налоговая политика не только влияет на экономику страны, как в начале слушаний отметил Сергей Нарышкин, но и во многом является отражением основной политики государства.

 

Евразийская налоговая интеграция

 

В 2014 году планируется завершить масштабную работу по созданию Евразийского экономического союза.

Как известно, в 2014 году планируется завершить масштабную работу по созданию Евразийского экономического союза. Базовые принципы Евразийского экономического союза были согласованы президентами "тройки" (Белоруссия, Казахстан, Россия) 24 декабря 2013 года в Москве. В настоящее время идет процесс присоединения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Киргизии и Армении. Проект договора о ЕЭС должен быть готов к маю 2014 года, а сам экономический союз должен заработать с 2015 года.

Поэтому очень актуальным направлением будущей налоговой политики РФ являются налоговые аспекты создания ЕАЭС. В рамках Евразийской экономической интеграции предполагается унифицировать  подходы к налогообложению граждан, которые являются государств-членов союза.  Это нужно для того, чтобы налогообложение доходов от их работы было не менее благоприятным, чем для жителей России.

При этом, как заметили представители предпринимательской организации «Опора России», очень важно учитывать данные по странам-членам Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана.

Так, по данным Doing Business, Россия занимает 92-е место в рейтинге легкости ведения бизнеса, Казахстан 50-е, а Белоруссия 63-е. В рейтинге комфортности налогообложения Россия занимает 56-е место, в то время, как Казахстан на 18-м месте. Соответственно, налоговая нагрузка, согласно исследованиям Doing Busines, у России составляет 50,7 %,  в то время как у Казахстана 28,6% . Таким образом, наша налоговая система не выглядит настолько привлекательной. Эти данные безусловно надо, учитывать, и предпринимать меры по уменьшению разрыва, так как со следующего года у России, Белоруссии и Казахстана будет единое экономическое пространство.

 

Каникулы для Крыма и Севастополя

 

Вторым актуальным направлением является решение вопросов, связанных с вхождением республики Крым и города Севастополя в состав РФ.

Разумеется, вторым актуальным направлением, которое затрагивает не только налоговую политику, но и другие сферы, является решение вопросов, связанных с вхождением республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Налоговое законодательство Украины было значительно мягче, чем российское, а уровень коррупции и «теневой» экономики выше. Однако, скоро ситуация изменится - переходный период действует до 1 января 2015 года.

Также необходима синхронизация законодательства республики Крым и Севастополя с законодательством РФ.  Законодательные органы Крыма и Севастополя ждет большая работа – им еще предстоит принять введение единого налога на на потенциально возможный доход, патентное налогообложение, налог на имущество организаций и физических лиц, земельный и транспортный налог.

С учетом того, что Крым стал особой экономической зоной, в регионе предусмотрены  льготы на прибыль организаций, добывающих полезные ископаемые, льготное налогообложение участников местных инвестиционных проектов, и другие бонусы.

Интеграция Крыма и Севастополя в российское политическое, экономическое, правовое и социальное пространство – одна из важнейших и ответственных задач, которая стоит перед Россией, и хочется быть уверенными, что налоговые аспекты в этих рамках будут осуществены успешно, как и все остальные.

 

Привилегии Дальнему Востоку и Сибири

 

Большое внимание в налоговой политике на 2015 год уделяется и другим территориям так называемого экономического развития. Это Дальний Восток и Восточная сибирь, также туда включена республика Хакасия и Красноярский край. Там будут предоставлены налоговые каникулы на целых 5 лет для организаций, добывающих полезные ископаемые( кроме нефти и газа), а также просто для новых предприятий. Это должно простимулировать экономический рост в этих регионах.

Важный момент здесь в том, что налоги, которые поступают из регионов – это основная часть всех налогов, которые поступают в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

 

Ноль процентов

 

Субъекты РФ смогут устанавливать для только что зарегистрированных предпринимателей «налоговые каникулы».

Для тех, кто занимается бизнесом в России, кажется, есть хорошая новость – субъекты РФ смогут устанавливать для только что зарегистрированных предпринимателей «налоговые каникулы».  Это означает налоговую ставку в 0%, которая будет действовать в 2015-2018 годах при условии, что предприниматели применяют упрощенную систему налогообложения и патентную систему.

Однако согласно ФЗ от 2 апреля 2014  "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предприниматели, использующие эти специальные налоговые режимы должны уплачивать налог на недвижимость своих организаций. В большинстве своем, это как раз представители малого предпринимательства. Как считают эксперты, принятие закона приведет к увеличению налога на имущества в разы,таким образом, объем налоговой нагрузки вырастет  к 2016 году в 7-10 раз по сравнению с 2013 годом, достигнув для некоторых компаний 1,5млн рублей.

То есть, с одной стороны в рамках налоговой политики РФ осуществляются меры государственной поддержки предпринимателей, а с другой стороны, принимаются законы, которые, создавая неблагоприятные условия для бизнеса, могут привести как к усилению «теневого сектора», так и к массовой ликвидации индивидуальных предпринимателей.

Упомянутые выше поправки вступят в силу с начала 2015 года, и ситуацию еще можно попробовать предотвратить.

 

Главное - эффективность

 

Окончательная версия «Основных направлений налоговой политики» будет рассмотрена на заседании правительства России. В целом, можно сказать, что на бумаге Налоговая политика на 2015 год и плановый период  2016 и 2017 годов старается отвечать задачам, которые возникают перед Россией в условиях глобализации мировой экономики,  а также расширения экономического пространства нашей страны за счет Крыма и Севастополя, а также будущего Евразийского экономического союза. Остается пожелать ей самого необходимого для выполнения своих целей - большой эффективности.

 

Дарья Андреева