21 ноября 2013 года руководящий тогда Украиной Виктор Янукович принял решение отсрочить подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это привело к протестным акциям на киевском майдане Незалежности. В итоге Украина получила госпереворот, раскол страны, войну против собственного народа. Теперь, согласно указу действующего президента Петра Порошенко, 21 ноября будет отмечаться как день Достоинства и свободы. Но есть ли что отмечать? Сбылись ли надежды тех, кто вышел на улицы с требованием европейского будущего для себя и своей страны? На эти вопросы ответили российские и украинские политологи и аналитики.

 

Три цели, одно попадание

 

За украинским госпереворотом стояли откровенно неонациские, бандеровские политические силы. Заявленных целей было три, отмечают эксперты. Первая - снять все препятствия с ускоренной евроинтеграции Украины. Вторая – отстранить от власти олигархов. И третья - отстранить от власти представителей востока Украины.

Что касается евроинтеграции, вопрос остается открытым. Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин отмечает: «С одной стороны, в агитационно-пропагандистском плане, ускорить процесс удалось. Разговоров в Евросоюзе в поддержку Киева стало на порядок больше, и энтузиазма по поводу «Украина наша», стало больше. Но если реально взглянуть на вещи, то по сути продвижения нет никакого. Более того, Украина на пути к Европе только сделала шаг назад».

Приближаться к Украине стало опасно для всех. Инвесторы не готовы вкладывать деньги, не видя никаких гарантий. На глазах разрушающаяся украинская экономика отпугивает европейких бизнесменов.

Второе, за что боролись на евромайдане - отстранение от власти олигархов. Но достаточно просто взглянуть на состав руководства Украины, чтобы понять, цель достигнута с точностью до наоборот, отмечает Жарихин. Если год назад в Украине олигархи правили косвенно, через своих представителей, то после переворота игра пошла открыто. 

Единственная цель, которую удалось достичь - смена отстранение от власти представителей востока Украины, которые тянули страну к России. Удалось, но какой ценой? 

 

Шаг назад

 

Существенно пострадала и экономика Украины. Единственный положительный момент, который отмечают украинские аналистики - увеличение экспорта в Европу, правда, тут же оговариваются, экспорт в Россию снизился в разы. А планы-то, прямо скажем, были наполеоновские. Год назад много говорили о европейских инвестициях. Сейчас об этом предпочитают молчать. По подсчетам экспертов , прямые инвестиции по итогам 9 месяцев не выросли, а наоборот уменьшились, причем на 10 млрд долларов.

К тому же Украина потеряла российский рынок сбыта. «Она-то потеряла рынки сбыта для аграрной продукции, но аграрную продукцию можно частично восполнить за счет Европы, но восполнить рынки сбыта для продукции тяжелого, среднего машиностроения для продукции высокотехнологичной ВПК невозможно. Просто потому , что у Европы другие стандарты. Если бы Украина нашла какие-то рынки сбыта. На поиски их нужны годы», говорит политолог, член Экспертного совета Фонда стратегической культуры Виктор Пироженко.

В этом же году Украина установила мировой рекорд – 100 % девальвации. Это убило всю экономику. Большая часть украинских предприятий была вынуждена либо на время приостановить свою работу, либо вовсе закрыться. Пока похвастаться нечем. Украинская экономика вернулась на уровень 90-х годов. Но народ от тяжелых мыслей отвлекают мечтами о светлом будущем. Большие надежды возлагают на 2016 год. Тогда будут налажены отношения с Индией, Китаем и другим азиатскими странами. Тогда зачем вообще нужна была евроинтеграция?

«Мы сейчас больше говорим о будущем, стараясь не говорить о том, что произошло. Если сравнить макроэкономические показатели, к сожалению, Украина вернулась по многим показателям в 90е гг. Инфляция вернулась на 10 лет назад. Жалко, так много было сделано, но придется заново начинать», - рассказывает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

 

Энергетическая безопасность

 

Помнится, Украина собирась стать энергетически независимой страной, которая к тому же живет по европейским стандартам и нормам. Громко заявив, что пока не испытывает нужды в поставке российского газа, Украина начала покупать все то же российское  топливо только у европейских стран. Африканский же уголь оказался непригоден для украинских станций. А о соблюдении европейских стандартов говорить не приходится.

«Правительство Укрианы практически запрещает деятельность независимых газовых компаний, когда правительство Украины выпускает директиву, обязывающую покупать газ у «Нафтогаза» (там уже практически логика военного коммунизма действует), экономика катится в пропасть. Украина думает, как заткнуть дыры в «Нафтогазе», но то, что происходит сейчас, это просто семимильные прыжки от Европы», сказал руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Но Украина не считает, что находится в энергетическом кризисе. Страна быстро нашла способ решения всех проблем, пусть и не совсем стандартный. Ноу-хау украинских аграриев - энергетическая верба. В сентябре ее представил министр продовольствия Игорь Швайка. Он предложил превратить все имеющиеся на Украине торфяники  в «энергетические поляны». На этих площадях должны появиться (помимо вербы) свичграс и мискантус. Эти растения дешевы, а самое главное – позволяют не зависеть от зарубежных поставщиков газа. Технологию, по которой верба (пусть даже и энергетическая) заменит российский газ, министр не раскрыл. Возможно, деревья нужно будет просто сжигать в печи.

Марина Староверкина