На совместном заседании экспертного совета в Госдуме рассмотрены перспективы развития судостроительной отрасли РФ в соответствии с Госпрограммой «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» и Стратегией развития ОАО «ОСК» до 2030 г. В заседании участвовали представители заинтересованных министерств и ведомств РФ, ВПК и Морской коллегии при Правительстве РФ, счетной палаты и генпрокуратуры, ОАО «ОСК», предприятий, НИИ, ВУЗов, организаций отрасли и профсоюза судостроителей.

Владимир Гутенев (в центре). Фото © Росинформбюро / А. СоколовОткрывая заседание, первый зампред Комитета по промышленности и председатель экспертного совета Владимир Гутенев отметил, что развитие судостроения является приоритетным направлением государственной политики и «определяет государственную безопасность» в целом ряде направлений. На долю нашего судостроения приходится 12% мирового военного кораблестроения (2 место) и всего 0,6% гражданского судостроения (21 место в мире).

В последующем он остановился на основных результатах деятельности за прошлый год. На долю ОСК приходится 60% в промышленном производстве, 91% и 70% в экспортной и военной продукции. В 2013 г. было спущено 12 больших и 43 малых судна, приняты 2 подводные лодки пр. 955 «Борей». Отмечен рост производства и в гражданском секторе, но он незначителен.

Реализуется ряд крупных проектов, часть из которых завершена. Это строительство ледостойкой платформы «Приразломная», плавучей буровой установки «Арктическая», строятся и построены танкеры, пассажирские суда.

Фото © Росинформбюро / А. СоколовВместе с тем он отметил целый ряд недостатков. Всего около 10% от тоннажа всех заказов судовладельцев достается российским компаниям. Причина в этом – низкое качество, долгий срок исполнения заказов и «достаточно серьезное воровство». В 2012 г. ГОЗ полностью не был выполнен и ВМФ не получил 2 атомные подводные лодки и 3 надводных корабля. Затем Гутенев более подробно остановился на основных причинах сложной обстановки в отечественном судостроении.

Далее свое мнение высказали Алексей Рахманов (зампред Минпромторга), Сергей Гайдарджи (вице-президент ОСК), Игорь Емешкин (заместитель генерального директора Дальневосточного центра судостроения и судоремонта).

 константин картошкин

директор Севастопольского судостроительного завода:

«Большую надежду возлагаем на внутренние отечественные заказы. Например, сейчас наш завод может протянуть два месяца на заделе, а дальше?»

Свое мнение о ситуации в судостроительной отрасли высказал и директор Севастопольского судостроительного завода Константин Картошкин. По его словам, в отличие от недавнего прошлого, промышленность Крыма почувствовала особое внимание со стороны федеральных властей. «Объем информации запредельный и такого внимания к нам не было очень давно», – отметил он. Идет очень активная и целенаправленная работа в области промышленности крымского региона.

Сегодня нам приходится «принимать решения ежечасно и ежеминутно». Необходимо решать вопросы как «заплатить зарплату, и как забрать оплаченное с материка». Нынешнюю дезинтеграционную ситуацию он сопоставил с 90 годами. «В свое время львиная доля судостроительных предприятий на Украине была приватизирована, за исключением двух», – сказал он. «Сегодня нам уделяется очень большое внимание, и мы надеемся преодолеть имеющиеся трудности переходного периода», – сказал Картошкин.

– На сегодняшний день в мы очень сложном положении. Мы все были ориентированы на экспорт, и на нашем заводе он составлял 8%. Наши партнеры сегодня заморозили заказы, напрягает правовой статус в плане обеспечения материалами и электроэнергией и др. Большую надежду возлагаем на внутренние отечественные заказы. Например, сейчас наш завод может протянуть 2 месяца на заделе, а дальше?

В проекте резолюции заседания отмечен целый ряд недостатков в отрасли. Это изношенность основных мощностей, отсутствие возможностей по созданию качественной продукции и крупных кораблей, высокая стоимость продукции (в 1,2-1,5 раза выше зарубежной)  высокая продолжительность строительства (в 1,5-2 раза выше, чем за рубежом), а также острая нехватка квалифицированных кадров.

По итогам заседания планируется определить конкретные меры по улучшению ситуации судостроительной отрасли и в ОСК с учетом интегрирования в них предприятий Крыма.

 

Анатолий Соколов