Президент США Барак Обама одобрил пакет военной помощи сирийской оппозиции, включающий в себя некоторые виды вооружений. Белый дом решил поддержать сирийских оппозиционеров после того, как разведка сообщила о том, что сирийские военные применяли химическое оружие против граждан. В ответ власти Сирии назвали заявления об использовании правительственными войсками химоружия сфабрикованными.

Кроме того, США рассматривают вопрос о введении бесполетной зоны над Сирией, которая, возможно, будет распространяться на район у сирийско-иорданской границы.

17 июня президенты России и США Владимир Путин и Барак Обама на саммите «большой восьмерки» в Северной Ирландии обсудят решение США о поставках оружия повстанцам.

По какому сценарию будут развиваться события? Американское оружие остановит конфликт, или, наоборот, крови станет еще больше? И что дальше? Не перерастет ли гражданская война в третью мировую войну?

Обозреватель «Росинформбюро» Анатолий Соколов обратился к ведущим военным экспертам, и задал каждому из них три вопроса о ситуации в Сирии.

1. Какие виды вооружений могут поставить США сирийским оппозиционерам и как, в связи с этим, изменится соотношение сил конфликтующих сторон?

2. Какие ответные действия может предпринять Россия?

3. Кто победит в итоге, правительственные войска или повстанцы?

 

Виктор Мураховский
член общественного совета Председателя ВПК при Правительстве РФ при ВПК, главный редактор журнала «Арсенал Отечества»

Вопрос 1.
Я не думаю, что им будет поставлено тяжелое вооружение. Скорее всего им будет поставляться противотанковые средства, стрелковое оружие, почти наверняка мины, современные средства связи, обмундирование, медикаменты и другие средства боевого обеспечения. Легкие 82-мм минометы у них есть в достаточном количестве. Сомневаюсь относительно поставок ПЗРК, так как американцы имеют негативный опыт таких поставок в Афганистане. Кроме того, известно, что США совместно с Россией выступают против распространения ПЗРК и особенно следят за этим вопросом. Не думаю, что им может быть поставлен РПГ-32 «Хашим», производство которого начато Иордании. Несмотря на их достаточно мягкое отношение к сирийским боевикам, в контракте отмечено, что конечным пользователем РПГ-32 будет иорданская армия. Если это произойдет, будут подорваны основы российско-иорданского военно-технического сотрудничества. Не думаю, что иорданская сторона на такое решится.

Считаю, что радикальным образом такие поставки на ситуацию в Сирии не повлияют. Они будут способствовать затягиванию конфликта. Наверняка, в ответ на это, наращиванию усилий Асада будут способствовать и поддерживающие его силы. В связи с этим не исключаю появление у сирийской армии реактивного пехотного огнемета (РПО), реактивной штурмовой гранаты (РШГ) и другого эффективного для боя в городе вооружения.

Вопрос 2.
Россия может продолжить, а при необходимости начать поставки тяжелого пехотного вооружения наряду с легким стрелковым.

Вопрос 3.
С военной точки зрения, у правительственных войск и их союзников есть предпосылки для зачистки мятежников. Вопрос в реализации этих предпосылок, потому что по боевому потенциалу правительственные войска существенно превосходят своих противников. Вопрос в эффективном использовании имеющихся сил и средств.

 

Руслан Пухов
директор Центра анализа стратегий и технологий

Вопрос 1.
Американцы накануне подготовки встречи по Сирии решили несколько уравновесить ситуацию, чтобы от успехов у Асада не закружилась голова –  чтобы он пошел на переговоры. Думаю, их заявление надо рассматривать именно в таком контексте, а не как конкретное решение отгружать оружие. Второй аспект связан с тем, что поставляться будет, скорее всего, легкое стрелковое оружие, автоматы, гранатометы, пулеметы, возможно, и ПЗРК для противодействия авиации Асада – то, что может носить один боец. Хотя передача ПЗРК может привести к расползанию по миру, и они начнут сбивать американские военные и гражданские самолеты. Если американцы решатся на такой шаг, то подойдут к нему очень взвешенно и учтут опыт Афганистана.

Вопрос 2.
Россия не раз предупреждала, что передача оружия оппозиции чревата последствиями. Оппозиция может стремительно радикализироваться, и это оружие вместе с людьми может всплыть в любой точке мира, начиная от сектора Газа и кончая нашим Кавказом, а также территорией США. Оно может быть направлено и против израильтян. Россия всегда предупреждала, что до добра заигрывание с исламистами не доведет.

Наши поставки оружия Асаду зависят от многих факторов, которые сейчас просчитать сложно. Идет сложная многовекторная игра, которую мы до конца не знаем и однозначно ответить здесь очень сложно.

Вопрос 3.
Думаю, что конечного решения в Сирии по большому счету не будет. Ибо треть населения жестко поддерживает Асада, треть – боевиков, а треть не желает видеть ни Асада, ни исламистов. Это классическая патовая ситуация. Делать какие-то выводы в этой ситуации, не находясь в Сирии – дело неблагодарное.

 

Иван Русанов
контр-адмирал запаса.

Вопрос 1.
Думаю, что такие негласные поставки были и ранее. Если начнутся сейчас открытые, особого перелома в ситуацию они не внесут. Это может повлиять, возможно, на тактику действий, но не более.

 Вопрос 2.
Относительно мер со стороны России предполжить что-либо затрудняюсь.

 

Леонид Ивашов
вице-президент Академии геополитических наук

 

Вопрос 1.
Американцы были организаторами этой операции в Сирии и предпринимали все меры для оснащения и организации сирийской оппозиции. Оказали бандитам, по сути дела, официальную поддержку, признав их законной, почти легитимной властью. Поэтому публичное заявление является высшей степенью цинизма. Турция также стояла у истоков организации этой гражданской войны в Сирии. Оппозиция сейчас в агонии и не знает, что делать, правительственные войска теснят боевиков повсюду и дело идет к тому, что операция будет провалена. А американцы проигрывать не любят и могут пойти сейчас на любые нарушения норм международной безопасности и захотеть осуществлять массированные поставки оружия боевикам. Это будет стрелковое оружие, а также различные боеприпасы. Полагаю, что они пойдут на оснащение и современными противотанковыми и противовоздушными средствами, это могут быть и минометные системы, артиллерия. Все, что они сочтут нужным. Перед американцами стоит задача – качественно изменить в пользу оппозиции ход боевых действий. Ситуация развивается не в пользу боевиков. А они не хотят сохранения режима Асада.

Вопрос 2.
России, вместе с Китаем, Индией и другими странами необходимо активно действовать на политико-дипломатическом поле, требовать созыва Совета безопасности, вносить осуждающие вмешательство резолюции, активизировать деятельность ШОС, БРИКС, жестко взаимодействовать с США на двустороннем уровне. Оказывать помощь правительству Асада, как законному, которое поддерживает большинство населения. Надо ставить вопрос об ответственности тех стран, которые намерены поставлять оружие боевикам, нарушая мир в Сирии.

Вопрос 3.
Я верю в сирийский народ, который сорвал операцию, рассчитанную на 3-4 месяца. Вот уже более двух лет правительство и сирийский народ выстаивают.

 

Марат Мусин
руководитель информационно-аналитического агентства ANNA

Вопрос 1.

Американцы преследуют свои цели. У них следующая ситуация: давление произраильского, пронетаньяховского лобби в конгрессе не приводила к результату долгие месяцы, так как новая администрация Обамы понимает, что ввязываться в войну в Сирии нельзя. Тем не менее, сегодня, они пошли на такую уступку. Американцы понимают, что кроме физической ликвидации Башара Асада, разрешить ситуацию в Сирии в выгодном для себя ключе невозможно. Они предлагали через Всемирный банк на прошлой неделе Башару 21 млрд. долларов. Асад ответил, что это попытки подкупа и сказал, что лицензию на разработку сирийского шельфа он отдает российским компаниям. Может быть, решение США связано и с этим. Я думаю, что террористы Аль-Каиды свой список необходимого оружия уже передали. Боевики нуждаются в современных противотанковых средствах и средствах ПВО. Но американцы, под шумок, должны дать и ракеты, которыми можно обстреливать дворцы и другие объекты.

Передача боевикам ПЗРК в обязательном порядке впоследствии ударит по самим американцам. Американцы дважды наступают на одни и те же грабли –  в 2003 г. все страны поняли, что они лжецы и могут начать агрессию против суверенной страны, как против Ирака. Сейчас все тоже шито белыми нитками. Россия называет наличие химического оружия у Асада блефом, но тем не менее, американцы, наплевав на международное сообщество такое решение принимают. Суть в том, что США официально вооружают террористов Аль-Каиды современными средствами борьбы с танками и военной авиацией. Я думаю, что вскоре на европейском театре мы это оружие увидим в действии.

Вопрос 2.
У России появляются все основания для поставки сирийской армии современных видов оружия и то, что мы обязаны делать в любых локальных конфликтах – испытывать современные виды вооружения. То, что мы не делали во время войны в Ливии. Сейчас мы эту ошибку должны исправить. По крайней мере, это необходимо делать. Все страны в таких ситуациях испытывают современные опытные виды оружия.

Вопрос 3.
Без военной интервенции победить террористическим группам и отрядам регулярную армию невозможно. Сирийская арабская армия воюет весьма успешно. Поэтому я думаю, в мире нет такого количества ваххабитов, которое необходимо для того чтобы одержать перевес над сирийской арабской армией.