Информация о мерах против Запада появилась в "Коммерсанте" сразу после очередного заседания комитета постпредов стран Евросоюза 28 октября. По словам постоянного представителя России при ЕС Владимира Чижова, "Евросоюз явно не дозрел до того, чтобы выбраться из санкционной колеи и начать принимать самостоятельные решения, не идущие в русле общезападной позиции".

Как считают эксперты «Ведомостей», основная проблема в том, что у ЕС нет четкого механизма отмены санкций. Впрочем, не могут они до сих пор четко сформулировать и то, чего хотят добиться от России. На вопрос, что же все-таки должно произойти, чтобы ограничения были смягчены, европейские дипломаты отвечают расплывчато: "Россия должна предпринять четкие шаги к деэскалации", "Россия должна обеспечить эффективное выполнение перемирия", "Россия должна выполнить минские договоренности и убедить ополченцев следовать им". Возможно,  ситуация изменится ближе к 15 марта следующего года (срок, до которого будет действовать пакет санкций).

 

Ответный удар 

 

А пока "Роснефть" подготовила перечень мер господдержки реального сектора экономики и ответных мер против стран, которые ввели антироссийские секторальные санкции. Массивный документ был направлен на имя президента России Владимира Путина, а затем попал на стол его помощника Андрея Белоусова. "Конечно, радикализм предложений пока превышает остроту сегодняшней ситуации", - отметил помощник президента.

В числе предложений «Роснефти» — ограничение международного сотрудничества в использовании российских модулей МКС, запрет на захоронение ядерных отходов из стран ЕС и США, а также возможный арест имущества этих стран и их граждан на территории России в качестве обеспечения неисполненным контрактам.

Госкомпания также предлагает ввести требование к нефтегазовым корпорациям осуществлять выплаты по долгам перед европейскими и американскими банками исключительно на основании отдельного решения Банка России. В тезисах «Роснефти» идет речь и о введении моратория на вывоз уже поставленного в Россию нефтегазового оборудования, подпавшего под санкции. Запрет на использование оборудования в российских проектах был введен независимо от режима его ввоза. Фактически «Роснефть» предлагает попросту забрать технику у западных компаний.

Значительных блок предложений «Роснефти» касается газового сектора. Так, компания предлагает рассмотреть введение 100%-ной предоплаты поставок российского газа в ЕС. «Это требование приведет к улучшению экономики "Газпрома" и ухудшению положения европейских покупателей газа, поскольку потребует привлечения больших объемов оборотных средств», — цитирует документ один из чиновников. Нефтяники предлагают заморозить проект газопровода South Stream, что не раз пыталась сделать Еврокомиссия. С точки зрения «Роснефти», ЕС заинтересован в реализации этого проекта, «поскольку проблема энергетической безопасности Европы решается за счет средств России», поясняет позицию компании собеседник издания. Для России же проект оказывается рисковым из-за планов ЕС «использовать 50% построенных “Газпромом” мощностей для прокачки газа нероссийского происхождения», добавляет он.

Вместо этого «Роснефть» стимулировать экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) за счет введения льготных ставок таможенных пошлин на газ в 10% (сейчас 30%) и предоставления доступа к трубе независимым производителям газа из Восточной Сибири и с Дальнего Востока. По оценкам экспертов «Роснефти», экономический эффект от снижения вывозной таможенной пошлины на 10% при поставках в АТР до 30 млрд куб. м газа независимым производителям может составить до $1 млрд в год. Ресурсная база независимых производителей в Якутии, Иркутской области и на юге Красноярского края оценивается в 3,2 трлн куб. м, из которых около 1 трлн — у «Роснефти».

 

Лучшая защита - нападение

 

Среди предложений "Роснефти" многое откровенно направлено не только против ЕС и США, но и против "Газпрома", отмечает один из собеседников «Ъ».

Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research согласен, что идеи "Роснефти" выглядят элементом борьбы с "Газпромом". По мнению эксперта, монополия не заинтересована в стопроцентной предоплате поставок своего газа в Европу: это "авариный инструмент", который применяется в сложных ситуациях, как, например, с Украиной. Европейские потребители платят стабильно и вряд ли согласятся с такими мерами, это может вызывать раздражение, считает эксперт.

Отказ от South Stream, по его мнению, тоже не в интересах "Газпрома", он означает, что монополия по-прежнему будет зависеть от Украины, где ситуация слишком нестабильная. "Будущее South Stream и так туманно",— возражают источники "Ъ", близкие к "Роснефти".

В основном же, несмотря на формальную глобальность документа, речь идет о прямом облегчении жизни «Роснефти». Например, компания просит ввести мораторий на применение закона N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на период действия санкций. "Это позволит избежать обязательного раскрытия конфиденциальной информации, в том числе о закупках "Роснефтью" и ее дочерними компаниями товаров, включенных в санкционные перечни, в обход таких санкций",— поясняет источник "Ъ" в Белом доме. При этом при разработке условий закрытых тендеров предлагается предусмотреть возможность исключения компаний-участниц из стран, присоединившихся к антироссийским санкциям.

Целый блок предложений касается финансовой господдержки компаний, оказавшихся в санкционном списке. Предлагается, в частности, упростить процедуру регистрации долгосрочных программ выпуска облигаций нефтегазовых компаний. В это время сама "Роснефть" сейчас обсуждает с правительством предоставление ей из ФНБ займа на 1,5 трлн рублей.

Один из источников "Ъ" называет документ попыткой "хоть как-нибудь ответить на агрессивные меры против российского бизнеса". По сообщению источника, аналогичные предложения готовил и "Газпром". Но официального подтверждения этой информации не поступало. 

Официального подтверждения не поступало и из «Роснефти». Более того,компания расценила данную публикацию "Коммерсанта" как "попытку спровоцировать новый виток западных санкций в отношении российского бизнеса", об этом сообщается на официальном сайте "Роснефти". Нефтяная компания пообещала предпринять все необходимые действия в защиту своей деловой репутации и интересов своих акционеров, включая обращение в суд.

Марина Староверкина