70 лет спустя

 

В воскресенье 18 мая исполняется 70 лет с начала депортации, то есть, попросту говоря, массового выселения крымских татар из Крыма в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана, а небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал и в Костромскую область.   

Горожане держат портреты участников Великой Отечественной войны на акции "Бессмертный полк" во время празднования Дня Победы в Симферополе. 2014. © РИА Новости / Тарас ЛитвиненкоК этой дате приурочены памятные мероприятия, проведение которых, между прочим, предусмотрено указом о реабилитации крымскотатарского народа, который подписал президент России Владимир Путин. В указе этом, помимо всего прочего, прописаны меры по обустройству крымских территорий, которые в последние десятилетия никак не развивались. 

Таково положения крымских татар на сегодняшний день. Они – полноправные граждане, хоть России, хоть Украины. Их язык объявлен государственным в республике Крым Российской Федерации – на что категорически не соглашались власти Украины в ту пору, когда они временно владели Крымом. Наконец, за минувшие годы они уже были, как минимум, трижды реабилитированы – в 1967, в 1989 и в 2014 году.

 

Исторические факты

 

Но вернемся на 70 лет назад. За что депортировали крымских татар? Просто по беспределу или это постановление было как-нибудь мотивировано?

Государственный комитет обороны, который принимал решение, официально обосновывал его фактами участия крымских татар в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии в период Великой Отечественной войны.

 справка

Из постановления ГКО

В период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступая в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии;

В период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличились своими зверскими расправами по отношению к советским партизанам, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство и массового истребления советских людей.

 

Это были отнюдь не домыслы и не клевета. По официальным данным, в 1941-44 году 20 тысяч крымских татар (каждый третий представитель этого народа призывного возраста) носили форму Третьего Рейха, 10 тысяч служили в вермахте, 10 тысяч были полицейскими. Более того, немалая часть крымских татар была эвакуирована оккупационными властями в Германию. А там из них был создан Татарский горно-егерский полк СС.

Нехорошо, конечно. К этому стоит добавить - в порядке информации и сухого исторического факта, что не только во время Великой Отечественной войны, но и в период Крымской или Восточной войны 1853-56 годов те же крымские татары активно помогали оккупантам из Англии и Франции, которые осаждали Севастополь.

Факт тоже удивительный. Ведь со времени «покорения Крыма» прошло 70 лет, и вроде могли бы привыкнуть к статусу подданных Российской империи. Но не привыкли ни тогда, ни 90 лет спустя. Несмотря на то, что советская власть всячески культивировала «дружбу народов» и дала крымским татарам автономию. И все равно многие из них так и не смирились и готовы были сотрудничать с любыми врагами и оккупантами.

 

Коллективная ответственность

 

1944 г. © qirimtatar.orgСпору нет, среди крымских татар были коллаборационисты, и в немалом числе. Но их вину совершенно напрасно распространили на целый народ по принципу коллективной ответственности. Тем более, что многие их соотечественники воевали в Красной Армии.

Однако и их после демобилизации также подвергли депортации. За исключением героев Советского Союза, таких, как лётчики Амет Хан Султан и Эмир Усеин Чалбаш. Но им не позволили вернуться на родину, запретили жить в Крыму.

Наконец, носили форму Третьего Рейха, служили в вермахте и шли в полицаи многие тысячи представителей всех народов СССР, причем больше всего самых многочисленных – русских, белорусов, особенно украинцев. Свои предатели и подонки есть во всех этносах и нациях. А высчитывать процент преступников по отношению к общей численности – дело бессмысленное и неблагодарное.

Сама депортация крымских татар проводилась предельно жестоко и бесчеловечно. Многие не смогли ее пережить, еще больше переселенцев, погибли в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Трудно подсчитать их точное число, но ясно, что ряды крымскотатарского народа сильно поредели.

 

Возвращение на родину

 

Как водится, после смерти Сталина, за репрессиями последовала реабилитация. Правда, далеко не сразу. Только в 1967 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму», где говорилось, что «после освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определенной части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма».

Однако, в отличие от практически всех других депортированных народов, которые вернулись на родину в конце 1950-х годов, крымские татары были лишены этого права формально до 1974 года, фактически же — до 1989.

Лишь во времена перестройки началось их массовое возвращение на родину. А Верховный Советом СССР в 1989 году своим постановлением осудил и признал незаконной и преступной депортацию крымских татар.

Это была вторая и полная реабилитация. Третья произошла только что, после воссоединения Крыма с Россией.

 

Меджлис и народ

 

Вокруг отношения крымских татар к воссоединению Крыма с Россией накручено много дезинформации. Якобы большинство из них было против «аннексии», якобы они болели всей душой за «единую Украину» и так далее.

Глава Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров во время пресс-конференции © РИА Новости / Тарас ЛитвиненкоВсе это не соответствует действительности. А создали этот дезинформирующий дискурс фактически два человека – Рефат Чубаров, который называется председателем Меджлиса крымскотатарского народа, и экс-председатель, бывший диссидент и борец за реабилитацию крымских татар Мустафа Джемилев.

Между прочим, тот же Джемилев как депутат Верховной Рады, много лет входит в состав украинской власти, никогда ничего не сделавшей для той реабилитации крымскотатарского народа, которую нынче требуют деятели из Меджлиса.

Однако требуют они еще одной, видимо, четвертой реабилитации от России. И сегодняшняя Москва загадочным образом оказывается ответственной за депортацию, которую устроил Сталин.

Джемилев и Чубаров пытались встать на пути исторического процесса. Призывали бойкотировать референдум. Безответственно заявляли, будто Россия рискует получить повторение кровавых чеченских конфликтов в случае «аннексии Крыма». Джемилев ездил в Турцию, где встречался в штаб-квартире НАТО с представителями Европейской службы внешних действий и лидерами НАТО, призывал ввести миротворческие войска ООН в Крым, просил правительство Турции закрыть Босфорский пролив для прохождения российских военных кораблей и направить турецкий флот к берегам полуострова, "чтобы агрессор не чувствовал себя так уверенно".

Мустафа Джемилев: деятель крымскотатарского национального движения, председатель Меджлиса крымскотатарского народа в 1991-2013 гг., советский правозащитник, диссидент.Но что бы ни заявляли эти господа, их Меджлис безосновательно выступает якобы от имени и по поручению всего крымскотатарского народа. Подобное обстоятельство просто вызывает недоумение у многих крымских татар. И не только потому, что этот орган пытается «приватизировать» их мнение и голоса.

Хуже другое. Меджлис все последние десятилетия получает немалые деньги от разных международных правозащитных организаций. Однако средства эти таинственным образом исчезают на полдороге и не доходят до простых крымских татар.

Ну а еще одна «реабилитация», которую требуют самозваные лидеры крымских татар, сводится к созданию некой национальной автономии на территории полуострова. Понятно, что крымскотатарскому народу этот гибрид гетто с резервацией не нужен. Они хотят одного – чтобы не мешали жить, торговать и заниматься своим делом.

Однако боссам Меджлиса очень хочется стать не просто руководителями общественной организации, а настоящими, пусть и маленькими, но все-таки начальниками, располагающими хоть какими-то рычагами власти. Но это их личные проблемы, не имеющие отношения к судьбе их многострадального народа.

 

Николай Троицкий