В ЦАГИ завершился первый этап испытаний пассажирского самолета  на  200 мест, в основе которого лежит схема «летающее крыло». Модель перспективного летательного аппарата была испытана при крейсерских скоростях (до М=0.88) и больших числах Рейнольдса (М=0.2) в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ с целью уточнения аэродинамических характеристик, сообщает пресс-служба института. В 2012 г. модель была испытана в дозвуковых аэродинамических трубах АДТ-102 и Т-107.

Специальная тематическая модель «Летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 г. «Уже первые экспериментальные исследования модели принесли ряд новых ценных результатов. Так, приятной неожиданностью для нас стала высокая эффективность руля высоты на центроплане на всех углах атаки. Вместе с тем интерференция при верхнем расположении мотогондол двигателей оказалась хуже, чем мы предполагали и т.д. Есть о чем подумать, чтобы правильно спланировать будущие экспериментальные исследования и расчетно-проектировочные работы по совершенствованию характеристик ЛК», – сказал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский.

Исследования по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолета схемы «Летающее крыло» в ЦАГИ ведутся уже более 25 лет. Ранее основное внимание уделялось самолетам ЛК сверхбольшой пассажировместимости – до 1000 мест. Сегодня усилия исследователей сконцентрированы на самолете меньших размеров (до 200 мест). Этот проект Россия сможет реализовать самостоятельно, без привлечения зарубежных партнеров.

Схема ЛК привлекает специалистов возможностью получить очень высокое аэродинамическое качество крейсерского полета (К~23), а также кардинально уменьшить шум на местности путем экранирования двигателей элементами планера. Несмотря на накопленный опыт и огромное количество публикаций в мировой литературе, ученые до сих пор не определили, какая из компоновок ЛК обладает наибольшим потенциалом и будет реализована в первую очередь.

 

Анатолий Соколов