Ставка на свою «оборонку»

 

В условиях потенциальной угрозы введения повторных санкций со стороны США в связи с дальнейшим развитием национальной ракетной программы Иран старается использовать все возможности для укрепления безопасности и обороноспособности страны, исходя из принципов сдерживания. Может, командующему сухопутными войсками Ирана и хотелось бы иметь современные танки Т-90С – танки этой серии в экспортной модификации. Причём, не только их, но и другие виды вооружений – например, вертолёты, а также оружие и военное оборудование индивидуального использования, которые вошли в перечень желательных закупок, переданный вышестоящему руководству. Но, как пояснил недавно тот же бригадный генерал Ахмад Реза Пурдастан, «исходя из возможностей страны, в настоящее время приобретение танков Т-90 исключено и мы хотим производить бронетехнику у себя в стране».  

Как следует из остальных официальных комментариев иранских официальных лиц, в настоящее время нет нужды в приобретении бронетехники за рубежом, поскольку «производство танков в их стране налажено», а «иранский оборонно-промышленный комплекс обладает высоким потенциалом». Так ли это на самом деле?

 

Мнимые возможности

 

По общему мнению российских экспертов, самостоятельно производить современные танки типа Т-90 Иран вряд ли сможет. Поскольку для реализации этой цели нужны, как минимум, высококлассные опытные специалисты, школа танкостроения, бронетанковые технологии.

Так, по словам главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, иранцы могут производить свои танки, но вызывает сомнения, что данные эксперименты будут удачными. «Чтобы создавать свою школу, нужны десятилетия, – так оценивает эксперт перспективы иранских «оборонщиков», – а у Ирана нет таких возможностей. Многие страны брались за производство танков, например Индия. В любом случае Т-90С остаётся вне конкуренции, поэтому они его закупают и серийно производят».

Примерно такой же точки зрения придерживается и директор программы Центра политических исследований России Вадим Козюлин: «Танкостроение – непростая отрасль. Индия до сих пор не блещет там успехами, хотя вкладывала большие средства, устанавливались планы и сроки. Но ничего пока не слышно про приличный индийский танк. Не слышно и про иранский танк. Пока неизвестно, каковы там технологии. Могу предположить, что они могли сформировать какую-то инженерную команду, на которую делают ставку. Может быть, с привлечением иностранных специалистов... Школы нет. Поэтому иностранные технологии плюс иранские деньги – вот секрет их выбора».

 

Может, хлопцы помогут?

 

Теоретически можно было бы предположить, что Ирану удастся заполучить какие-то китайские технологии, а вдобавок привлечь к сотрудничеству для создания танка какие-то  инженерные или даже конструкторские кадры с Украины.

Да, деградация военно-промышленного комплекса Украины уже очевидна всем мало-мальски сведущим специалистам. Например, с первой половины 2015 года  харьковский «Завод имени В.А. Малышева» не произвёл ни одного нового танка, занимаясь лишь ремонтом и модернизацией техники советского периода. Был даже разорван контракт между Таиландом и Украиной на поставку основных боевых таков Т-84 стоимостью более 240 миллионов долларов США, поскольку заводчане не только не уложились в сроки, но изготовили лишь 10 машин вместо 49-ти. Да, многие танкоремонтные предприятия не могут обходиться без поставок российских деталей, чтобы производить новую технику или ремонтировать старую. И тем не менее…

Осмелюсь предположить, что при всех глобальных проблемах оборонной промышленности Украины, когда действительно нет комплектующих из России, техника либо устарела, либо до предела изношена, кадры там всё же остались. Хотя бы в прифронтовом (каким этот город является сегодня) Мариуполе, где ещё совсем недавно производили высококачественную танковую броню – в мире не так много стран, которые обладают  аналогичными технологиями. Воспользуются ли иранцы возможностью договориться с кем-либо из украинцев – носителей технологий советского танкопрома – открытый вопрос. Повторюсь, даже если Украина в настоящее время и не в состоянии самостоятельно производить собственные современные танки, но какие-никакие кадры там всё же имеются.

 

Реальный выбор и долгосрочная перспектива

 

Уже после публичного отказа иранцев от закупок российских танков в СМИ появилось сообщение «Уралвагонзавода» – о готовности данной научно-производственной корпорации (НПК) организовать в Иране лицензионное производство танков Т-90С, если ограничения на военно-техническое сотрудничество с этой страной, наложенные соответствующей резолюцией  Советом Безопасности ООН, будут сняты. Как сказал заместитель генерального директора НПК Алексей Жарич, «в случае снятия ограничений на ВТС с Ираном корпорация совместно с «Рособоронэкспортом» готова продолжить сотрудничество, в частности, по лицензионному производству Т-90С, модернизации Т-72С и мощностей по их производству».

Учитывая более ранние заявления командующего сухопутными войсками Ирана Ахмада-Резы Пурдастана о том, что «танку T-90 будет отдано предпочтение при возможных закупках», будем надеяться, что руководство Исламской Республики Иран рассмотрит всерьёз это деловое предложение. Для иранского танкостроения это реальный шанс.

Вадим Удманцев