Российская авиакомпания "Аэрофлот" в ночь на 27 октября выполнила первый после шестилетнего перерыва прямой рейс из Москвы в Тбилиси, возобновив регулярное авиасообщение между столицами двух стран. До сегодняшнего дня, несмотря на высокий спрос, летали только чартеры - ежедневно по рейсу выполняли российская и грузинская компании в Москву и Екатеринбург из Тбилиси, Батуми, Кутаиси. Их осуществляли авиакомпании "Сибирь" и "Уральские авиалинии", с грузинской стороны - Georgian Airways.

 

Первая ласточка

 

Как сообщает "Интерфакс" , 27 октября в международном аэропорту грузинской столицы, лайнер "Аэрофлота" Airbus A320, выполнявший рейс SU1892, приземлился в 03:00. В обратный рейс самолет отправился в 04:20.

"Согласно расписанию, в это же время суток "Аэрофлот" ежедневно будет осуществлять полеты между Москвой и Тбилиси", - сказал дежурный справочной службы аэропорта.

В середине сентября стало известно, что Россия и Грузия возобновили регулярное авиасообщение между странами. Отмечалось, что межведомственная комиссия по допуску перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и грузов выдала разрешения на осуществление регулярных рейсов между столицами Грузии и России авиакомпаниям "Аэрофлот", "ВИМ-Авиа", "Глобус", "Сибирь" (S7 Airlines), "Трансаэро", "Уральские авиалинии" и "ЮТэйр".

Позже стало известно, что вслед за "Аэрофлотом" заявки на осуществление регулярных рейсов по маршруту Москва-Тбилиси-Москва подали также российские авиакомпании "Уральские авиалинии" и "Глобус". Регулярные рейсы между Тбилиси и Москвой планируют выполнять также две грузинские авиакомпании - Georgian Airways и flyVista Georgia.

 

Политический фон

 

В 2006 году Россия ввела против Грузии комплекс санкций за арест в Тбилиси 4 российских офицеров. В том числе было остановлено регулярное авиасообщение. Рейсы возобновились весной 2008 года, но вновь были прерваны в связи с вооруженным конфликтом в Южной Осетии спустя несколько месяцев.

Лишь в этом году стороны договорились о возобновлении регулярных рейсов между двумя странами, на что получили разрешение семь российских авиакомпаний.

Россия и Грузия до сих пор не поддерживают дипломатические отношения, разорванные Тбилиси после вмешательства российских войск в военный конфликт в Южной Осетии.

Вопрос восстановления регулярных рейсов находился в центре внимания с 2012 года. Переговоры вели заместитель министра иностранных России Григорий Карасин и специальный представитель премьер-министра Грузии Зураб Абашидзе. Политические препятствия для возобновления авиасообщения были сняты давно, оставалось решить чисто коммерческие вопросы. Дело в том, что уже исчезнувшие с рынка грузинские компании задолжали в девяностые годы российской стороне примерно 700 тысяч долларов. Но и этот вопрос удалось решить.

 

 

Здоровая конкуренция

 

Прямые авиарейсы между Грузией и Россией будут "содействовать развитию туризма и снижению цен на билеты". Такое мнение выразил в беседе с журналистами спецпредставитель премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с РФ Зураб Абашидзе, сообщает ТАСС.

По его словам, "регулярные рейсы между Грузией и Россией будут выполняться на паритетной основе авиакомпаниями двух стран". "Чем больше будет регулярных авиарейсов между Грузией и РФ, тем более высокой станет конкуренция между авиакомпаниями, что окажет содействие процессу снижения цен на билеты", - отметил Абашидзе.

Глава обслуживающей "Аэрофлот" тбилисской фирмы Темури Бузаладзе также предсказывает снижение тарифов на билеты. На чартеры стоимость на рейс между Москвой и Тбилиси - в оба направления - составляла 370 евро. Уже в сентябре цена была снижена примерно до 240 евро.

Между двумя странами после войны нет дипломатических отношений. Но это не мешает активизации экономических связей. Кроме того, Грузия говорит о росте численности российских туристов. В России же проживают сотни тысяч выходцев из Грузии. Так что, как отмечают эксперты авиационного рынка, загруженность будет стабильной.

На следующем этапе полеты могут осуществляться и в другие города России и Грузии, например, в Санкт-Петербург, Самару, Екатеринбург, Батуми, Кутаиси. Несмотря на такой интерес в обществе к рейсам, партия экс-президента Михаила Саакашвили "Единое национальное движение" выразила протест. По словам депутата-"национала" Михаила Мачавариани, возвращение российского авиаперевозчика может "выдавить" с грузинского авиарынка другие компании, а, значит, данное соглашение не отвечает интересам Грузии.

Марина Староверкина