Организаторы так называемого «Объединенного митинга против исламофобии, кавказофобии и ксенофобии» получили от столичной мэрии невежливый отказ. Они хотели провести свое мероприятие на 26 января на Манежной площади и грозились заявить целый миллион участников.

Они – это никому не известные Абакар Абакаров, Хирамагомед Магомедов, Наиль Набиуллин и Бахром Хамраев. Представляют они или самих себя, или некие молодежные исламские организации, которые регулярно вызывают вопросы у административных и правоохранительных органов.
Одного из заявителей, господина Магомедова, в начале января вызвали в Махачкале в местное управление ФСБ, взяли с него подписку о невыезде и предъявили обвинение по 282-й статье. Впрочем, эта интересная деталь никак не повлияла на судьбу заявленного действа.

Самопровозглашенным борцам с «исламофобией» отказали решительно и безоговорочно. Что так случится, было ясно заранее. О чем и заявил агентству «Интерфакс»  глава департамента региональной безопасности городской мэрии Алексей Майоров: «Все, кто проводит массовые акции в Москве, понимают, что на Манежной площади нет условий для проведения массовых мероприятий. Там давно ничего не проводилось, и все прекрасно об этом знают».

Вот именно – все прекрасно об этом знают. Организаторы, то есть, вернее кандидаты в организаторы митинга, которых наблюдал вблизи, на пресс-конференции, автор этих строк, не производили впечатления умалишенных или наивных дурачков, незнакомых с современными московскими реалиями.

Они не могли не понимать, что им откажут, что никаких митингов на Манежной площади быть не может, да и никакого миллиона участников они собрать не смогут. В таком числе мусульмане не собираются даже на молитву в свои праздники Ураза и Курбан-Байрам, хотя несколько сотен тысяч правоверных на небольшом участке московской земли в те дни присутствует.

Но не то что миллион, а даже несколько тысяч единоверцев никуда не пойдут по призыву неведомых выскочек-одиночек вроде Абакара Абакарова. Про которого известно лишь то, что он был членом Российского Конгресса народов Кавказа (РКНК), но РКНК в категорической форме отмежевался от любых инициатив этого своего то ли соратника, то ли попутчика.

В принципе, вся эта затея больше всего похожа не то на огромный информационный мыльный пузырь, не то на мираж. Ведь в ней не было ничего подлинного. И миллионный митинг, и заявка на него, и заявители-организаторы – все это было сплошной фикцией.

Если в декабре прошлого года кто-то мог верить в реальность этого бреда, то в январе года наступившего пузырь лопнул и мираж рассеялся. Казалось бы, можно успокоиться и забыть об очередной мистификации.
Но слишком уж сильно эта мистификация похожа на провокацию. Между прочим, в суете предновогодних хлопот эта тема прошла мимо внимания большинства российских политиков. Едва ли не единственный, кто обратил внимание на митинговую «миллионную» историю, это председатель партии «Родина», депутат Госдумы и член президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Алексей Журавлев.

Он так прокомментировал ситуацию: «Любой нормальный человек выступает против ксенофобии. Но разве ее провоцируют СМИ? Или представители властей? Неприязнь по национальному признаку провоцируют сами люди, которые ведут себя подчас вызывающе агрессивно. Демонстрируют собственное «национальное превосходство», игнорируют традиционные нормы поведения и действующие законы. Совершают уголовные преступления, в которых потом требуют не искать «межнациональный след»Так что такие акции надо бы проводить у мест компактного проживания мигрантов, у рынков и офисов национально-культурных автономий, диаспор и землячеств. Кавказские общественники должны убеждать прежде всего своих соплеменников, которые позорят их народы. А призывать миллион человек выйти на Манежку - это обыкновенный шантаж. Шантаж власти и общества. Провокация, направленная на раскол страны по национальному и религиозному признаку. И с такими провокаторами надо разбираться по закону. Ведите себя прилично - и никакой ксенофобии не будет!».


И даже более того: подобного рода миражи в виде предполагаемых «миллионных мусульман на Манежной площади» только способствуют и кавказо, и исламо, и всякой прочей нехорошей «фобии».

Слава Богу, в сегодняшней России нет и при нынешней власти быть не может никакой официальной исламофобии и кавказофобии. В то же время власть и правоохранительные органы считают подозрительными – и соответственным образом относятся – к любым исламским ячейкам, группам, организациям, пытающимся действовать самостоятельно и уходить в «автономное плавание».

Неважно, вокруг какой структуры собирается эта группа или ячейка. Это может быть медресе, то есть духовное училище, или некое общество-кружок по изучению Корана, или даже мусульманский детский сад. По мнению экспертов из компетентных органов, такие неподконтрольные группы, созданные по религиозному принципу, часто превращаются в гнезда ваххабитов, всяческих экстремистов и даже террористов.

Само собой, подобного рода выводы делаются на основе конкретных фактов и неумолимых тенденций. Нет никаких оснований считать, будто все или большинство мусульман «склонны к терроризму». Это полная ерунда. Однако опыт показывает, что самодеятельные объединения исламистов легко становятся питательной средой для радикалов, в том числе для террористов.

Близорукие и прекраснодушные правозащитники далеко не всегда в состоянии отличить гнездо экстремистов от мирной ячейки гражданского общества. И если правоохранители исходят из принципа «лучше перебдеть, чем недобдеть», который разделяется преобладающим большинством общества, то у гражданских активистов противоположный подход.

Оттого и происходят трения, непонимание и жесткие конфликты между властью и исламскими общественными организациями. Чем и пытаются воспользоваться амбициозные деятели вроде заявителей пресловутого «митинга против фобии». На сей раз их попытка сорвалась. Но за ней наверняка последуют новые и новые инициативы подобного рода. И тут надо всем нам быть внимательными, а точнее – бдительными.

Николай Троицкий