США решили временно приостановить набор сирийских боевиков для подготовки в тренировочных лагерях, которые расположены в Иордании, Турции, быть может,  и в других странах. Официальная причина – неэффективность  имеющихся программ обучения. К истинным мотивам можно отнести предположение, что в этих лагерях готовят кадры для ИГ, а вовсе не для умеренной сирийской оппозиции.

Значимость этого вопроса целиком зависит понимания ключевой цели США в регионе: борьба за свержение президента Асада или борьба с ИГ. Если цель политики США на Ближнем Востоке – свержение президента Асада (который «убивает женщин и  детей», а США, естественно, горюют по этому поводу, ибо сами только и думают, чтобы защитить женщин и детей во всем мире), то очевидно, что совершенно не имеет значения, на чьей стороне будут воевать подготовленные боевики. Пусть они вернулись не на сторону умеренной сирийской оппозиции, а на сторону ИГ, но ведь последнее тоже «борется» с ненавистным  «диктатором».

Однако ИГ вышло из-под контроля своих создателей и превратилось из бойца с президентством Асада в целое государство «террористов», восстановило против себя всю мировую общественность и тем самым вдруг само стало общим  врагом для России и  США, остающихся противниками в других международных вопросах.

Отсюда возникает интересный вопрос – для кого теперь будут готовить сирийских боевиков США? Напрашивается ответ – не для ИГ, а для умеренной сирийской оппозиции, однако  на деле оппозиция сегодня существует в большей степени в виде бухгалтерских отчетов, финансирующих ее стран, и могла бы уже давно быть раздавлена правительственными войсками, если бы не существование ИГ.  

Готовя сирийских боевиков, США закладывают основу будущей сирийской армии, неподконтрольной нынешнему руководству Сирии, но подконтрольной США. Однако парадокс заключается в том, что у США это делается намного хуже, чем у ИГ. Последнее уже создало свою армию, захватившую большие территории, что и позволяет говорить об ИГ, как о государстве. Можно сказать и  иначе, США в лице армии ИГ уже создали необходимую им армию, но она оказалась неподконтрольной им, поэтому приходится в форме лагерей подготовки  начинать  все сначала, а то, что уже «создано» – разрушать!

Считается, что в политике нет морали, а есть лишь государственный интерес. В этом ключе можно заметить, что продолжение подготовки боевиков есть просто реализация долгосрочных интересов США на Ближнем Востоке. Опыт Ливии, Ирака доказывает: во избежание анархии после разгрома очередного недружественного США регионального государства, необходимо срочно восстановить государственную власть как таковую, а для этого нужна подготовленная (кадровая) армия. Опираясь на армию,  происходит просто переход от одной «власти» к другой, т.е. государственность сохраняется. В то же время, чья эта армия (кто ее финансирует), тот и будет определять, какая будет новая власть.

Отсюда не следует переоценивать борьбу США с ИГ и возникший «союз» с Россией в этом направлении. На самом деле данный союз позволяет США удвоить усилия за восстановление собственного контроля над боевиками, или, можно сказать, - это есть война (борьба) за  приведение их к повиновению. Как только эта цель будет достигнута, никаких союзов с Россией в данном регионе не будет. Война против законной власти в Сирии возобновится в большем масштабе и шансов на сохранение власти президента Асада не остается просто в силу исчерпания необходимых для армии  людских ресурсов в данной стране. Поскольку никаких дружественных «армий» в этом регионе у России не будет, то и ее влияние в регионе  минимизируется.

Следовательно, Россия не просто должна содействовать разгрому ИГ, но при этом следовало бы  спрогнозировать, в чем будут состоять наши собственные выгоды от этой возможной победы. Думается, наше участие следует рассматривать как способ максимального затягивания данного конфликта, недопущение победы США  над ИГ, что может стать гарантией сохранения действующей власти в Сирии и российского влияния в регионе на неопределенное время.