В газете РБК от 17.06.2015 в разделе «Мнение» опубликована статья М. Ходорковского «Go West: как вывести Россию из тупика». Автор видит два противоположных сценария долгосрочного развития нашей страны, которые можно назвать «ужасный» и «умиротворительный». Первый  – это холодная война с Западом, растянутая на десятилетия, которой автор и, очевидно, никто в здравом уме не желает. Второй – интеграция с Западом при взаимном уважении к интересам друг друга.

На самом деле первый путь, приведенный М. Ходорковским, просто невозможен, т.к. в таком случае российские собственники капитала не смогут воспользоваться своими богатствами, а население в силу бедности не будет долго терпеть, пока противостояние закончится. У автора же данный сценарий ассоциируется с засильем в экономике государственной собственности, хотя те, кто реально ей сейчас владеет, в этом абсолютно не заинтересованы, так же как и обладатели негосударственных капиталов.

Таким образом, остается второй путь – путь «неизбежного» партнерства. Вот только основываться оно может на двух совершенно противоположных подходах, которые автор обходит стороной, но от которых, собственно, и зависит будущее место России в мире.

На наш взгляд, современный кризис в отношениях между Россией и Западом есть кризис, связанный с выбором фундаментальной модели партнерства, а вовсе не кризис по поводу самого его существования как такового, которое абсолютно несомненно. При этом форма данного партнерства стала причиной конфронтации и между противоположными позициями политических и бизнес-элит нашей страны.

Первая позиция – позиция «консервативной элиты», которая не желает терпеть потери при получении и использовании своих прибылей и богатств. Поэтому она согласна на вариант, при котором Россия остается в ряду бедных стран, но при условии сохранения у представителей данной элиты их капиталов, а также достигнутых отдельными личностями общественных и международных статусов.

Вторая – позиция «прогрессивной элиты», которая согласна потерпеть, неся временные «капитальные» убытки, но только для того чтобы, используя доставшийся нам от достижений СССР гигантский потенциал, добиться от Запада принятия России в клуб богатых стран мира. Это позволит нам в будущем располагать всеми преимуществами такого политико-экономического положения.

Выражаясь иначе, нынешняя борьба идей и политик внутри российской элиты – борьба между теми, кто выступает за вхождение России в круг богатых стран, и теми, кто беспокоится только о том, чтобы самому войти в состав богатого слоя мира, безотносительно к национальному характеру своего капитала. При этом судьба страны в целом представителей данной точки зрения, в общем-то, не волнует.

Конечно, для нас наиболее благоприятна позиция «прогрессивной элиты». Но как мы можем войти в клуб богатых государств? Единственно возможный и пока еще реально осуществимый способ давления со стороны России на Запад – восстановление и рост военной мощи страны. Все остальные способы уже не осуществимы в силу мобильности квалифицированной рабочей силы и научных кадров и в силу сохраняющегося нашего экономического отставания. Только политика, опирающаяся на ускоренно наращиваемую военную мощь, заставит богатые страны признать Россию как равное им во всех отношениях капиталистическое государство. Естественно, такая политика в ряде случаев противоречит использованию бюджетных денег в «личных целях», что и отпугивает «консервативную элиту» от данного сценария и заставляет сфокусироваться на собственных «нуждах».

Высказывание М. Ходорковского о том, что «сегодня Западу имеет смысл бороться за то, чтобы в рамках стратегии сдерживания не допустить реальной глобальной войны», на первый взгляд, выглядит логичным. Но на самом деле, кроме экономических рычагов защиты, у Запада нет других способов противодействия устремлениям России. В свою очередь, война приведет к разрушению всего современного «богатого» образа жизни Старого и Нового Света, который имеющимся у него оружием может лишь защищаться от более слабых «претендентов». В мире частных антагонизмов конечным способом решения межгосударственных проблем является именно война, что, собственно, и доказывает вся прошлая и современная история.

Конечно, с позиций рядовых граждан всех конфликтующих стран война есть абсолютное зло, и следует всеми способами бороться за недопущение войны между Россией и Западом. Но это вовсе не гарантирует, что «войны железными капиталами» не будет. Задача России в таком контексте в том, чтобы проводимая Западом стратегия сдерживания превратилась в стратегию «дружбы», а принудить к этому может только реальная возможность войны со всеми ее ужасами для рядовых жителей, прежде всего, богатых стран. Фактически другие государства встанут перед выбором – либо они лишаются своего «благодатного образа жизни», либо разрешают и гражданам России иметь такой же.

М. Ходорковский пишет, что «нынешнее противостояние России с Западом искусственное. Оно в интересах российских элит, которые хотят удержаться у власти и которым образ врага помогает отвлечь население от коррупции и неэффективности власти». Все обстоит как раз наоборот. Нынешнее противостояние России с Западом объективно имеет чисто экономическую основу. Российский капитал полностью окреп и не желает быть на вторых ролях. В целом это противостояние в интересах российского капитала, хотя отдельные частные капиталы и несут те или иные временные потери. Но игра стоит свеч! Нынешняя элита, находящаяся у руля политической власти, осознает общественный интерес российского капитала, который заключается во вхождении России в клуб богатых стран.

М. Ходорковский «по-ученически» упрощает проблему возможности налаживания сотрудничества между Россией и Западом. Мол, «России и США надо научиться эффективно сотрудничать там, где есть совпадение национальных интересов, и уметь находить компромисс там, где эти интересы расходятся». Проблема не в поиске зон совпадения и расхождения интересов и не в умении договариваться. Подобные вопросы всегда были, есть и будут, когда дело касается отношений между государствами. Непризнание России как члена клуба богатых стран коренится не в субъективных пристрастиях элиты Запада или в неумении кого-то с кем-то договариваться. Главная проблема заключается в нежелании делиться «всемирным пирогом прибыли», ведь расширение клуба объективно означает соответствующее сокращение доли каждого члена.

Совсем популистским выглядит утверждение М. Ходорковского о наличии общих интересов между Россией и США в виде главных политических вызовов – терроризм, рост исламского экстремизма и т.п. Ключевой общий политический интерес России, США и западного мира в целом при любого рода конфронтациях – сохранение действующей модели экономики в мире, позволяющей клубу богатых стран богатеть за счет относительного (а в ряде ситуаций – и абсолютного) обнищания всех остальных стран.